Издательство Б.С.Г. Пресс выпустило в свет сочинения одного из самых странных русских авторов XVIII века — Федора Дмитриева-Мамонова, «Дворянина-Философа», как он сам себя называл. Мы предлагаем вам небольшой курс об этой эпохе — четыре лекции о нравах, культуре, дворянках-экономистках, бритье бород и многом другом.
(Не)обыкновенный русский XVIII век: четыре истории
15 июля 2020, 19:00 (время московское)
История вторая: Русский «фанфикшн» XVIII века: комиссар Петр Крекшин и его читатели.
Популярность фанфика — вольного развития любым желающим канонической истории о героях книг, фильмов, комиксов, а иногда и о реальных людях — стала маркером современной массовой культуры. Но было ли что-то подобное в XVIII веке? Как функционировала «любительская» литература, и как распространяли свои сочинения завзятые графоманы, в эпоху, когда печатный станок был им практически недоступен? Удивительные примеры популярности «фанфиков» в XVIII веке дает нам рукописная литература, занимавшее важное место в культуре эпохи.
Вероятно, главный бестселлер русской рукописной литературы XVIII века, распространившийся в сотнях списков с 1740-х годов вплоть до начала XIX века, —сочинение Петра Крекшина — «Повесть о зачатии и рождении Петра I». Этот почти полностью вымышленный рассказ, написанный по мотивам отдельных реальных событий детства любимого героя Крекшина — Петра Великого. Как настоящий фанат, Крекшин не мог остановится и начал писать продолжение, описывая (а чаще — придумывая) события каждого дня жизни своего героя в обстоятельном многотомном «Журнале Петра I». Сам Крекшин никогда не входил в канон перворазрядных литераторов, но каким-то образом он увлек читателей своей эпохи, которые бесконечно переписывали для себя его сочинения. Предлагаю поговорить о том, что может дать изучение этого феномена и как он меняет наши традиционные представления о языке и культуре XVIII века.
Лектор: Сергей Польской, кандидат исторических наук, доцент Высшей школы экономики.