будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 25, 2025
Публичные лекции

За сто лет до Яна Фабра: как современное западное искусство (не) понимали в России на рубеже XIX - XX веков

За сто лет до Яна Фабра: как современное западное искусство (не) понимали в России на рубеже XIX - XX веков
l_1-img_2305_m
Илья Доронченков. Источник: ЕУСПб

29 мая (понедельник)  в проекте «Публичные лекции "Полит.ру"» в рамках совместного с Европейским университетом в Санкт-Петербурге цикла выступит кандидат искусствоведения, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, профессор кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (Академия художеств) Илья Доронченков.

Тема лекции

За сто лет до Яна Фабра: как современное западное искусство (не) понимали в России на рубеже XIX - XX веков

Аннотация

За последние несколько лет мы стали свидетелей целого ряда драматических эпизодов, связанных с выставками современного зарубежного искусства в нашей стране. Наиболее яркий пример – реакция поборников «традиционных ценностей» на экспозицию бельгийского художника Яна Фабра, недавно прошедшую в Эрмитаже. Градус агрессии и мера нежелания понять непривычное художественное явление явно превзошли ожидания ее организаторов.

Эта реакция, с одной стороны, порождена нынешним идейным климатом. С другой, в ней нет ничего экстраординарного – мы снова столкнулись с ситуацией, когда в страну с консервативным массовым вкусом вторгается новый изобразительный язык – он поначалу воспринимается как угроза «духовным скрепам», «большому и чистому» искусству, с которым ассоциируется представление о незыблемых культурных ценностях.

Так было и на рубеже 19-20 веков, когда русский зритель впервые столкнулся с широким кругом радикально новых художественных явлений, пришедших с Запада – от импрессионизма до Пикассо. Именно в сложном диалоге с ними складывалось то русское искусство, которым мы теперь гордимся – от Серова и «Русских сезонов» до Малевича и конструктивистов.

На лекции мы рассмотрим основные конфликты, разворачивавшиеся в русском художественном мире вокруг современного западного искусства и их последствия для нашей культуры. Как получилось, что слова «современное» искусство и искусство «французское» стали практически синонимом в русском художественном дискурсе? Почему отец Черной сотни Владимир Грингмут боялся импрессионизма? Как Илья Репин поссорился с Сергеем Дягилевым из-за цен на картины Дега? Какие баталии разворачивались вокруг коллекции Щукина? Как получилось, что первая в мире книга о Пикассо вышла в России и почему она связана с дремучим непониманием художника отечественными критиками?

Но главное, мы постараемся выявить модели восприятия современного искусства, которые определили все эти драматические коллизии, и которые продолжают действовать сегодня.

Илья Аскольдович Доронченков – кандидат искусствоведения, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, профессор кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (Академия художеств).

В 1978-83 г. учился на факультете теории и истории искусств Института им. И.Е.Репина. В 1990 г. защитил там кандидатскую диссертацию «Западноевропейское изобразительное искусство второй половины 19 – первой трети 20 вв. в советской художественной критике 1917 – начала 1930-х годов».

С 1987 преподает в Институте им. И.Е.Репина.

В 1992-97 г. старший научный сотрудник Российского института истории искусств.

С 2005 г. преподает в Европейском университете, с 2006 г. – декан факультета истории искусств.

Приглашенный профессор университета Браун (Провиденс, Род Айленд, США), университета Альберта-Людвига (Фрайбург, Германия), Венецианского международного университета.

Получатель грантов программ Getty, Fulbright, British Council, Clark Art Institute.

Член попечительского совета Музея русского импрессионизма (Москва). Член редакционного совета журнала «Искусствознание».

Область научных интересов – восприятие современного зарубежного искусства в России (1890-1930-е г.), русская словесность и изобразительные искусства, история искусствознания.

Автор около семидесяти научных публикаций. Составитель критической антологии “Russian and Soviet Views of Modern Western Art, 1890s – Mid 1930s”, выпущенной издательством Калифорнийского университета в серии “The Documents of the Twentieth Century Art” (2009).

* * *

  • Алфавитный список лекторов Публичных лекций

Чтобы подписаться на рассылку лекций, отправьте письмо на public-lectures-ON@polit.ru. Пришедшее письмо с запросом подтверждения отошлите обратно. И все, вы подписаны на рассылку.

Чтобы в любой момент отписаться от рассылки, надо отправить письмо на public-lectures-OFF@polit.ru.

Лекция состоится 29 мая 2017 года (понедельник) в 19-00 в Библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева  (Бобров пер. 6 стр. 1, конференц-зал на 2 этаже) м. «Тургеневская», «Чистые пруды», «Сретенский бульвар»). Вход бесплатный. Телефон для справок: +7 (495) 980-1894. 

читайте также
Публичные лекции
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Публичные лекции
Женское кино в сегодняшней России – дискуссия в «Клубе»: Саша Кармаева, Лиза Техменева, Ная Гусева
Апрель 26, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).