Сегодня опять всплыла тема передачи Санкт-Петербургу части столичных функций. РИА “Новости”, ссылаясь на свои источники в судебных кругах, распространило информацию о том, что Михаил Касьянов дал поручение разработать проект с участием заинтересованных организаций и представить до 15 марта 2004 года предварительный план мероприятий с финансово-экономическим обоснованием по возможному переводу высших органов судебной власти в Санкт-Петербург. Спустя два часа РИА опровергло свое же сообщение, на сей раз сославшись на источник в правительстве, который заявил, что правительство только обсуждает этот вопрос, а решение по нему еще не принято.
Это далеко не первая попытка Санкт-Петербурга вернуть себе столичный статус. Правда раньше Питер претендовал только на роль культурной столицы. Одним из обещаний, которые дала новый губернатор сразу после своего избрания, было заверение, что она добьется передачи Санкт-Петербургу ряда столичных функций, в частности - судебной власти.
Надо отметить, что мало кто воспринимал эту маниловщину всерьез. Понимали, что она льстит части “питерских”, пришедших ко власти, а может и самому президенту, но не думали, что это произойдет, да причем так скоро. А сами судьи комментировали эту инициативу Валентины Матвиенко по-разному. Идея переезда в Санкт-Петербург Верховного суда и Высшего арбитражного суда РФ - это "либо идиотизм, либо вредительство", заявил заместитель председателя Верховного суда РФ Виктор Жуйков. По его словам, подобный переезд приведет к полному разрушению судебной системы и лишению судей, которые сейчас работают в Верховном суде, их полномочий, так как многие не поедут в Петербург. "Люди, выступающие с подобным предложением, либо не дают себе отчет в том, что они делают, либо осуществляют направленную деятельность по лишению Верховного и Высшего арбитражного суда своих полномочий", - заявил Жуйков.
Более сдержанно высказался председатель Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев. По мнению Яковлева, решение о переезде судебной власти в Петербург должно быть не только "политически обоснованное", но и "политически целесообразное". Он отметил, что для реализации идеи, высказанной губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко, "требуется соответственное государственное решение", в том числе "правовое", связанное с внесением изменений в "некоторые федеральные конституционные законы". Вениамин Яковлев подчеркнул, что принцип судебной власти - не вмешиваться в вопрос "целесообразности или нецелесообразности политического решения". "Если будет принято политическое решение, значит, так тому и быть", - сказал председатель ВАС.
Напомним, что сейчас, в соответствии с законами "О Конституционном суде РФ" и "О Высшем арбитражном суде РФ", местом расположения этих судов является Москва.
Аналогичного положения в законе "О Верховном суде РФ" нет, однако там считают, что при решении вопроса о переезде необходимо выяснить мнение по этому вопросу судейского сообщества.
Сегодня добиться каких-то комментариев от судей было сложно. Руководитель пресс-службы Высшего Арбитражного суда Нонна Гребнева заявила РИА “Новости”, что поручение председателя правительства не является нормативным актом, и пока не будет каких-либо изменений в законодательстве, судьи не будут комментировать эту информацию. В пресс-службе Конституционного суда корреспонденту “Полит.ру” сказали, что испытывают затруднения с поиском судей, которые согласились бы прокомментировать эту информацию: “Все судьи закрылись по комнатам с делами и запрещают их беспокоить”.
Зато нам удалось получить комментарий автора проекта по развитию Санкт-Петербурга Григория Томчина, который считает, что перенос органов судебной власти из Москвы в Санкт-Петербург мог бы весьма положительно повлиять на продвижение судебной реформы. “Только нужно понимать, что положительный эффект будет только в случае продуманного переноса судов, а это займет, по моим оценкам, не менее 10 лет. Негативный эффект от поспешного исполнения этого решения проявится уже через пару месяцев. Но я думаю, что тот, кто данное решение принимал, рассчитывал на правильный, непоспешный перенос”.
Томчин считает, что механический перенос одной из ветвей власти в Санкт-Петербург не приведет автоматически к получению Санкт-Петербургом статуса столицы - “от того, что суды переедут в Петербург, тот не станет больше столицей, а Москва не станет столицей меньше”. “Петербург, на мой взгляд, должен стать столицей европейской. Ведь это не город, а проект России в Европе. И Санкт-Петербург должен бороться за получение ряда мировых функций, которыми обладают Страсбург, Гаага, Женева и другие европейские города. Именно тогда в Санкт-Петербург придут инвестиции, и город приобретет новый, столичный статус”, - считает Григорий Томчин.