Жизненный путь Петра Дмитриевича Кацыва — доказательство того, что достичь большого успеха в жизни способен любой человек. Он родился в городе Славута, переехал в Москву и в начале 1990-х годов возглавил «Мострансавто». В дальнейшем Петр Дмитриевич перешел на работу в правительство Подмосковья, а также был назначен вице-президентом РЖД. Он участвовал в ряде важнейших проектов для столицы и области, включая строительство Московского центрального кольца (МЦК).
Легко ли построить карьеру с нуля? Ответ очевиден. Многие начинают, но сдаются. Оправдания придумывают разные. Чаще всего — нет нужных связей и покровителей в «высоких кабинетах». Влиятельных знакомых у Петра Кацыва тоже не имелось. В самом деле, откуда они будут у простого парня из глубинки.
Таких как Кацыв иногда называют «рыцарями» — с молодости им приходится бороться за место под солнцем, все, что имеют такие люди, они завоевали в борьбе с обстоятельствами, преодолевали преграды, и даже если проигрывали, то находили силы идти вперед. Петр Дмитриевич, родившийся 5 февраля 1953 года в городе Славута Хмельницкой области, пришел к своим высотам исключительно благодаря личным качествам.
Со школьной скамьи он демонстрировал упорство и трудолюбие. Любимыми предметами были математика, физика и химия. По ним в дневнике будущего управленца неизменно стояла «пятерка». А еще молодой человек увлекался автомобилями, читал много тематических книг и журналов. Любовь к технике станет для него билетом в успешную карьеру, а транспорт — делом всей жизни.
Но для начала предстояло получить высшее образование. Кацыв нацелился на столицу, родители поддержали. Выбор юноши пал на Московский автодорожный институт — один из старейших вузов города, где готовят инженеров для транспорта. Полученная в школе база знаний позволила 17-летнему Петру преодолеть вступительные испытания. В сентябре 1970 года он сел за студенческую скамью.
МАДИ Кацыв Петр окончил в 1975 году. Спустя 20 лет, уже будучи опытным управленцем, он продолжит научные изыскания и защитит кандидатскую и докторскую диссертации — обе по тематике транспорта и пассажирских перевозок. Но летом 1975 года 22-летнему специалисту не терпелось применять полученные знания и навыки на практике. Долго ждать не пришлось: в том же году он получил первую должность в системе общественного транспорта Подмосковья.
Терпение и труд все перетрут, гласит старинная русская пословица. Молодому инженеру Петру Кацыву, как и всякому начинающему специалисту, приходилось нелегко. Своей крыши над головой не было, жить приходилось в весьма стесненных условиях. Зато была работа, которой вчерашний выпускник вуза очень дорожил.
Первую должность он получил в Пассажирской автоколонне № 1786, там Петр Кацыв проработал до 1982 года. В круг обязанностей молодого инженера входил надзор за соблюдением техники безопасности на транспорте. Работа ответственная, в чем-то даже нервная. Начальство присматривалось к начинающему специалисту, но он быстро себя зарекомендовал и дал понять, что на него можно положиться.
Петра Дмитриевича заметили «наверху» — карьера быстро пошла в гору. 1983 год — начало работы в Московском управлении пассажирского автотранспорта, там он занимался вопросами безопасности. Вскоре учреждение было преобразовано в «Мособлпассажиравтотранс», и Кацыв работал на нескольких должностях:
В трудное для страны переходное время Петр Дмитриевич Кацыв работал в «Мострансавто». Это огромная структура, объединяющая систему общественного транспорта Подмосковья. В 1987 году он стал заместителем начальника по перевозкам «Мострансавто», в 1994 году стал гендиректором предприятия.
На новый должности Кацыву пришлось нелегко. И хотя за его плечами к тому моменту уже был почти 20-летний опыт работы в транспортной отрасли, ситуация с пассажирскими перевозками в первой половине 90-х была крайне тяжелой. Не хватало буквально всего: денег, топлива, запчастей. Петру Дмитриевичу, выражаясь современными терминами, пришлось стать антикризисным менеджером и спасателем в одном лице. При жесткой нехватке ресурсов он сумел организовать эффективную работу предприятия, что позволило «Мострансавто» выжить в те непростые годы.
«Лихие» 90-е уступили место относительно благополучным нулевым. Страна приходила в себя от череды экономических кризисов и политических катаклизмов. В это время во главе Подмосковья становится Борис Громов. В афганской войне он командовал армией и прекрасно понимал значимость грамотных и компетентных кадров.
Сферу транспорта Громов решил доверить Кацыву. В 2001 году управленец возглавил профильное министерство Московской области. Время показало, что губернатор сделал правильный выбор.
К тому моменту Кацыв Петр работал в системе подмосковного общественного транспорта более 25 лет и знал все досконально. Но регион активно развивался: появлялись новые производства, расширялась сфера услуг — Подмосковье стало одним из российских лидеров по уровню жизни. Разумеется, это привлекало туда людей со всей страны. «Нулевые» стали временем строительного бума в области, жилые комплексы появлялись каждый год. Перед Петром Дмитриевичем встала задача обеспечить новые районы транспортом.
Талантливый человек — талантлив во всем. Помимо транспорта, в правительстве Подмосковья Петр Дмитриевич Кацыв отвечал за развитие следующих направлений:
Крупнейшим проектом, в котором поучаствовал Петр Дмитриевич в годы работы в правительстве Подмосковья, стала Центральная кольцевая автодорога. Восьмиполосная трасса позволит запустить транспортные потоки в обход столицы и крупных городов ближнего Подмосковья. Как результат — снижение нагрузки на дорожную сеть агломерации и улучшение экологической обстановки.
И хотя Кацыв всю жизнь занимался наземным транспортом, авиация также оставила след в его биографии. Пассажиропоток столичных аэропортов рос, было необходимо улучшать их транспортную доступность. Благодаря Петру Дмитриевичу к авиационным узлам были проведены прямые железнодорожные линии — путь для пассажиров стал короче и комфортнее. Также управленец занимался вопросами безопасности аэропорта Шереметьево.
После Бориса Громова столичный регион возглавил Сергей Шойгу. Кацыв Петр с 2012 года отвечал за взаимодействие с федеральными ведомствами, был советником нового главы Подмосковья. Но в 2014 году ему поступило предложение, от которого он не мог отказаться: Петра Дмитриевича пригласили на должность вице-президента РЖД. Управленцу предстояло заниматься развитием транспортного узла столицы. Кацыв за свою трудовую биографию приложил руку ко многим важным проектам, но работа в «Российских железных дорогах» стала вершиной его карьеры.
Москва — центр России, в ней сходятся все дороги и направления, поэтому неудивительно, что многие достопримечательности столицы так или иначе связаны с транспортом. Вспомнить хотя бы Московский метрополитен или площадь трех вокзалов и ее ансамбль, состоящий из прекрасных образцов модерна, русской неоклассики и даже монументального сталинского ампира.
Новая достопримечательность столицы появилась там, где ее никто не ожидал увидеть. В РЖД Кацыв Петр Дмитриевич активно занялся проектом реконструкции Московской кольцевой железной дороги. Построили ее более 100 лет назад для грузовых поездов. В дальнейшем вокруг железной дороги выросли промзоны, которые со временем стали представлять из себя весьма депрессивное зрелище. Да и сама МКЖД давно утратила былую значимость.
Кацыву предстояло возродить старое московское железнодорожное кольцо и сделать его частью транспортной системы города. Стояла задача создать фактически гибрид электрички и метро. Кстати говоря, подобные проекты успешно функционируют в европейских городах, в том числе Париже и Берлине.
Во всем великолепии детище Кацыва предстало перед москвичами на День города в сентябре 2016 года. Обновленный контур назвали Московское центральное кольцо. МЦК это:
Под пассажирское движение старые станции кольца реконструировали с сохранением объектов культурного наследия, где необходимо — построили новые остановочные пункты, пассажиры получили комфортные пересадки на линии подземки и пригородный железнодорожный транспорт. Сейчас москвичи уже не могут представить себе город без МЦК. Удобные поезда «Ласточка» стали любимым видом транспорта для многих жителей столицы. Популярность кольца растет: по последним данным, пассажирами МЦК в 2019 году стали более 130 миллионов человек — это значит, что в день им пользуются более 350 тысяч москвичей.
Со своей супругой Людмилой Ейликовной Кацыв Петр Дмитриевич живет в счастливом браке более 40 лет. Поженились они еще в Славуте. В 1977 году, вскоре после начала совместной жизни, у них родился сын Денис. Сейчас он занимается бизнесом в транспортной отрасли и сфере недвижимости.
Людмила Ейликовна сделала хорошую карьеру в системе образования. Долгое время она работала учительницей физики в одной их подмосковных школ, возглавляла лицей № 11 в Химках — под ее руководством он вошел в топ средних учебных заведения Подмосковья.
За заслуги в педагогике она удостоилась звания заслуженный учитель России. Бывшие ученики и коллеги всегда отзываются о ней с любовью и теплотой. Многие из выпускников лицея поступили в престижные столичные вузы — МГУ, МГИМО и другие, некоторые сделали научную карьеру, другие получили высокие должности в крупных компаниях.
Физическая активность занимает важное место в жизни Кацыва. В этом году Петру Дмитриевичу исполнилось 67 лет, но футбол, бег и настольный теннис помогают ему оставаться в тонусе и поддерживать прекрасную физическую форму. Свое свободное время управленец всегда старался посвящать семье и спорту.
За многолетнюю карьеру Кацыв Петр Дмитриевич удостоился множества званий и наград, в том числе Ветеран труда, а за успехи на должностях в структурах Подмосковья и РЖД он стал Заслуженным работником транспорта. «Прочитать» трудовую биографию управленца можно и по орденам и медалями. В их числе — «Знак Почеты», «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени и другие.
В 2019 году пришла новость, что достигнув пенсионного возраста, Кацыв ушел на заслуженный отдых. Но не исключено, что опыт и знания управленца еще потребуются для новых масштабных проектов.