В центре скандала вокруг преследования Александра Подрабинека за статью «Как антисоветчик антисоветчикам» оказалась глава Совета при президенте РФ по правам человека Элла Памфилова. После того как она обвинила борющееся с журналистом прокремлевское молодежное движение «Наши» в нарушении конституции и потребовала проверить его на экстремизм, в дело вступила «Единая Россия». Осуждение Памфиловой сомнительных с точки зрения закона действий «нашистов» единороссы преподнесли как оскорбление ветеранов и потребовали уволить ее с поста председателя Совета по защите прав человека.
Напомним, 21 сентября в «Ежеденевном журнале» была опубликована статья Александра Подрабинека, в которой он комментировал решение московских властей снять вывеску с шашлычной «Антисоветская» по жалобе ветеранов. Обращаясь к этим ветеранам, Подрабинек написал, в частности, что они возмутились «антисоветским» названием потому что, «верно, были вертухаями в тех лагерях и тюрьмах, комиссарами в заградотрядах, палачами на расстрельных полигонах». При этом Подрабинек упоминал в статье и других ветеранов – борцов с советской властью: «Они, как и некоторые из вас, боролись с нацизмом, а потом сражались против коммунистов в лесах Литвы и Западной Украины, в горах Чечни и песках Средней Азии», – написал он. Так или иначе, написанного оказалось достаточно, чтобы активисты «Наших» затеяли очередную кампанию, объявив о начале бессрочного пикетирования у дома журналиста с требованием, чтобы Подрабинек публично извинился перед ветеранами или же уехал из страны.
В защиту Подрабинека выступили международные организации – «Комитет защиты журналистов» и «Репортеры без границ», которые расценили происходящее как травлю и ущемление свободы слова. Однако реальный резонанс получило заявление ведомства Эллы Памфиловой, которое призвало компетентные органы обеспечить защиту конституционных прав и безопасности Подрабинека и членов его семьи. Ведомство Эллы Памфиловой заявило о «незаконной и аморальной кампании травли» журналиста активистами «Наших». В частности, «Наши» нарушают статью 29 Конституции, которая гарантирует каждому свободу мысли и слова и не допускает принуждения к выражению своих мыслей и убеждений или к отказу от них, сказано в заявлении. По мнению Совета по правам человека, действия движения «Наши» «напоминают позорные советские кампании травли инакомыслящих и, таким образом, наносят ущерб представлениям о современной России, но и подают молодежи очевидной пример открытого правового нигилизма».
В этой связи Совет заявил о необходимости «незамедлительно проверить деятельность движения «Наши» на предмет ее соответствия требованиям законодательства о некоммерческих организациях и противодействии экстремизму».
На заявление Совета почему-то ответили не «Наши», а члены «Единой России», которые дали понять, что говорить такое о прокремлевской молодежи Памфиловой было нельзя, и обвинили ее в оскорблении ветеранов, наравне с Подрабинеком.
«Активисты движения «Наши» имеют право выражения своих позиций всеми законными способами не меньше, чем г-н Подрабинек, и пытаться устанавливать цензуру в пользу некоторых привилегированных «правозащитников» весьма странно», – заявил видный единоросс Андрей Исаев. «Мы сожалеем, что для подобного рода заявлений был использован статус руководителя официального совета при президенте», – добавил он, очевидно намекая на то, что этого статуса Памфилову надо лишить.
Более того, некотрые высказались даже за то, чтобы и вовсе выслать ее из страны вместе с Подрабинеком. «Это похоже на круговую поруку старых друзей и единомышленников. Но не надейтесь, господа, в современной России вам делать нечего», – сказал первый замглавы фракции «Единой России» в Госдуме Валерий Рязанский.
А из слов главы Российского союза ветеранов Афганистана Франца Клинцевича следовало, что требование проверить действия «нашистов» на предмет соответствия закону – это «фактически поддержка тех сил, которые сейчас позволяют себе не просто впрямую оскорблять ветеранов, но и хотят пересмотреть всю историю России».
Памфиловой пришлось объяснять, что в заявлении Совета речь шла не о защите Подрабинека, чьего пафоса она не разделяет, а о том, что стояние «нашистов» у дома Подрабинека нарушает права и свободы человека и гражданина.
После этого на сайте «Единой России» появилось заявление Исаева: «Мы с удовлетворением констатируем, что под давлением общественного мнения Элле Памфиловой фактически пришлось извиниться перед ветеранами Великой Отечественной войны». Однако, добавил Исаев, если Панфилова обвиняет движение «Наши» в нарушении закона, то надо «предъявить конкретные факты конкретных нарушений закона, либо прекратить подобные заявления».
Между тем 7 октября член «Единой России» депутат Роберт Шлегель (бывший «нашист») на заседании Думы все-таки внес предложение о том, чтобы совет палаты обратился к президенту с предложением освободить Памфилову от должности.
В свою очередь, Памфилова говорит, что не собирается приносить извинения в связи с оценкой Советом по правам человека действий «Наших» против Подрабинек: «По данному поводу я ни перед кем не извинялась и извиняться не собираюсь».