Европа решает, как строить отношения с Турцией и Украиной. Россия же становится "полюсом отталкивания", говорится с статье "Очередь в Европу" Федора Лукьянова, опубликованной в "Газете.ру".
Будущее большого европейского проекта зависит от того, как сложатся отношения Европейского союза с тремя крупнейшими странами, исторически связанными со Старым Светом, но не входящими в ЕС: Турцией, Украиной и Россией, пишет автор. По стечению обстоятельств, время принятия принципиальных решений, касающихся отношений с каждой из трех стран, почти совпало – это нынешняя осень.
Украина – особый случай. Никто не сомневается в европейском характере этого государства. Но оно слишком велико, чтобы Европа могла легко его интегрировать. Оно слишком неразвито экономически и политически (даже по сравнению с Турцией). Наконец, Украина исторически лежит по другую сторону «красной линии», разделяющей зоны влияния России и Европы. А что бы ни говорили, эта незримая линия по-прежнему существует, хотя более и не считается непреодолимой.
Вопреки распространенным в России представлениям, на украинском президентском голосовании в октябре речь идет не о выборе между пророссийской (Янукович) или прозападной (Ющенко) политикой. При любом президенте Украина будет втягиваться в европейскую орбиту, вопрос лишь в скорости этого процесса.
Западу крайне сложно иметь дело с Януковичем, и не потому, что тот так уж пророссийски настроен, а просто потому, что олицетворяет тип политики, который очень далек от современных европейских образцов и уходит корнями в поздне- и постсоветскую политическую ментальность.
Ющенко, сделавший карьеру при президенте Кучме и интегрированный в клановую структуру украинской политики, безусловно, тоже не особенно похож на европейский идеал. Но, в силу горячего желания привести Украину в ЕС и НАТО, Ющенко готов прилагать к этому немалые усилия.