3 июня на Startup Village в рамках мастер-класса «Как стартапу расти быстрее» советник президента фонда «Сколково», предприниматель, основатель Endemic Capital Алексей Бельтюков рассказал о главных проблемах взаимоотношений инвесторов и стартапов, а также о бумеранге в отношениях, сигналах рынка и «чернухе». Записала Анастасия Новак.
Команда
На первых двух встречах инвестор оценивает вашу адекватность, потому что знает, что бизнес и деньги делают не феноменальные идеи, а успешная команда. Если он видит, что команда адекватна, но, может, не совсем понимает, что у вас там за идея, он вполне может рискнуть и дать денег, исходя из того, что если в дальнейшем идея не вполне реализуется, вы ее пересчитаете и переделаете. Ведь начинать можно с одной идеи, а закончить совершенно другой – такое случается часто.
Одна команда, которая при найме продемонстрировала мне волшебные качества настоящих профессионалов своего дела, в работе оказалась непригодной. В начале сотрудничества наша компания дала им обещания по выплатам. Поскольку обычно стартап появляется из непонятных мест, то часть бонуса мы были готовы им гарантировать: большая часть – за то, чего они добьются, а меньшая часть - за то, что мы просто совместно работаем. Но своими попытками они ничего не добились, и у нас с моим партнером проходили бурные обсуждения о том, как нам стоит с ними расставаться.
Мы пришли к выводу, что гарантированную часть бонуса нужно выплатить – «кидать» никого не нужно. После этого весь год мы жили с трудом, чуть не закрылись – у нас - владельцев предприятия - зарплата была 50 тыс.руб. Нам стало «аукаться» наше решение - что мы выплатили этот бонус. Сотрудники наших компаний знали эту ситуацию, видели что происходит – и от нас, ни сейчас, ни тогда добровольно не ушел никто и продолжали работать за значительно меньшие деньги. Они наверняка знали, что в других местах за ту же работу платят больше, но они понимали, что у нас сохранены человеческие ценности, что мы не «кинем» ни в какой ситуации, даже если нам самим придется поджиматься и «затягивать пояса».
Быстро расставайтесь с фантазиями
Они есть у всех, у меня тоже - и мы за них дорого платим. Когда начинаете новый бизнес, у вас есть какие-то представления о рынке, о клиентах, о партнерах. Очень часто эти впечатления оказываются неверны – и чем быстрее вы это поймете, тем лучше. Это процесс болезненный, неприятный, ведущий к трудным решениям, но необходимый. Самый эффективный из известных мне способов избавиться от иллюзий – это чаще общаться с клиентами. Вы приходите к клиенту и начинаете в красках рассказывать про свой продукт, на что клиент неожиданно для вас заявляет, что такой продукт ему не нужен. Против этого не попрешь – после очень сложно делать вид, что вы что-то не поняли и приходится меняться. И лучше это сделать раньше, чем в момент, когда вы лишаетесь клиента. Как только у вас появляется что-то, что можно обсудить с клиентом – идеи, прототипы, первые продукты - идите и обсуждайте.
Тестирование гипотезы – fail fast
Это популярное выражение означает схему: сделали – проверили – не работает – закрыли, начали новое.
Сигналы
Надо учиться слушать те сигналы, которые вам посылает рынок, партнеры, сотрудники, клиенты, какими бы неприятными и неверными изначально они не были для вас. Часто они заключаются в том, что вы не туда вложили деньги, потратили время на бессмысленные и вредные отношения, начали делать совершенно не то. Такие сигналы следует отличать от сигналов окружающих людей: когда вы начинаете новое дело, многие скажут вам, что это ерунда. Это не страшно, если эти люди не клиенты.
Инвесторы
Понимание взглядов, ценностей инвестора, а также неформальное общение с ним – важные аспекты взаимодействия. От сотрудника избавиться проще, чем от инвестора - ведь второй - собственник вашего предприятия. Не нужно кидаться на первые попавшиеся деньги инвестора, которые легко получить – осмотритесь, подумайте – тот ли это человек, с которым вы совпадаете по взгляду на дело, или не тот.
Если ваш инвестор знает ваш бизнес, знает отрасль, знает с кем вас нужно познакомить, понимает ваши корпоративные технологии – то есть может предоставить вам что-то кроме денег – это то, что нужно. Но помните также, что он вовсе не обязан с вами соглашаться во всем - он один из главных приемников внешней информации, который должен быть объективен и чувствителен к сигналам рынка. Если вы считаете, что нужно инвестировать в развитие партнерской сети и бурно продавать, а инвестор говорит, что лучше вкладывать в продукт, и разногласия начинаются на таком уровне, то будет тяжело. У вас должно быть общее понимание стратегии.
Если вы пролетели с инвестором – you’re in a big trouble.
Частота и способы общения
Проговорите с инвестором как часто вы общаетесь, в какой форме и о чем. Обычно бывает достаточно ежемесячных или ежеквартальных встреч. Присылайте ему краткую информацию по пяти основным пунктам: что происходит с продуктом, с продажами, с персоналом, с привлечением дополнительных денег, с развитием новых направлений. И будьте сверхпрофессиональны в этом общении: не жалейте времени, делайте красивые презентации. Люди между собой общаются, и инвесторы не исключение – они тоже узнают как дела друг у друга. Если инвестор действительно готов вам дать что-то кроме денег, он пойдет и где-то о вас расскажет. Он может сказать, как он жалеет, что начал сотрудничество, а может сказать, какие вы прекрасные люди, как вы продали на миллионы и как вы профессионально себя ведете. Результат будет ощутимый, но почувствуете вы его не сразу – это как с увольнением сотрудников.
Помните о скромности
Если вы пришли за деньгами – умерьте свои аппетиты. Обозначьте для себя правильные ориентиры – в первом бизнесе важно научиться, редко получается, что вы сразу становитесь миллиардером. Пусть инвестор оценит вас невысоко, но зато даст денег на выполнение задач и научит чему-то. До тех пор, пока инвесторы не выстроились в очередь перед вашей дверью, будьте скромнее.
Сценарные планы
Это не такая фундаментальная вещь, как команда и инвестор. Но люди должны понимать, что делают и что их ждет. Сценарное планирование ведь прекрасно тем, что благодаря ему ты четко понимаешь какой ты путь выбрал, и если он в какой-то момент не реализуется, то ты его меняешь. Сценарные развилки – эти точки принятия решений - их стоит обсуждать с инвестором и выбирать правильный ход действий. Держите баланс между дисциплиной и здравым смыслом в применении к текущей ситуации. Потому что то, что вы вносили в план месяц назад, сейчас может не иметь никакого смысла.
Конечно, должен быть основной план – план А - по которому вы действуете. Но если что-то идет не так, как планировалось по плану А, то переходите к плану Б и далее. Важно прописывать эти точки прямо на бумаге, чтобы переключаться в экстренные моменты было понятно и легко. Натолкнулись на этот переключатель – встречайтесь и обсуждайте.
Back office
Под этим понятием скрывается очень большой пласт вещей, но главная суть заключается в том, что его нельзя откладывать на потом. Сразу возьмите и задокументируйте все, что у вас есть. Если вы исходите из представления, что когда у вас будет большой офис и много людей вы этим займетесь, то я вас разочарую: тогда будет поздно. Без документации вы не дойдете до состояния, когда всего будет много. А в динамично растущей организации никогда не бывает времени вернуться назад – не сделали, значит потеряли.
Регистрация IP
Товарный знак, патенты, свидетельства – делайте все сразу. Многие жалуются, что это дорого. Тогда честно ответьте себе на вопрос: дорого, потому что я в это не верю? Потому что если вы верите в свою идею или изобретение, не жадничайте – идите и регистрируйте его по всем правилам искусства, в том числе сразу подайте заявку, чтобы его можно было распространить на те страны, которые вам нужны.
Белая бухгалтерия
Вещь непопулярная, даже для тех, кто хочет большой бизнес - но «чернуху» масштабировать тем более невозможно.
Если вы считаете, что в определенном налоговом режиме вы функционировать как бизнес не можете, мы знаем такие налоговые режимы, – может стоит подумать о другом налоговом режиме. Например, если вы компания, которая может стать резидентом Сколково, вы получите освобождение почти ото всех налогов. Если вы работаете в юрисдикции с высоким налогообложением и вы не видите, где можно их уменьшить в рамках закона, подумайте о перерегистрации в другую юрисдикцию.
Четкость в юридических документах
Для тех, кто не сталкиваться с разного рода кодексами в нашем законодательстве, сообщаю: по большинству налоговых преступлений срок давности три года. Нет бухгалтерии – три года это будет за вами «висеть». За эти три года вы должны уже стать большой компанией. Представьте, вы все сделали для того, чтобы развиться, и тут к вам приходят и говорят: «Товарищ, есть вопросы к тому, что вы сделали три года назад».
Всегда подписывайте документы с партнерами, сотрудниками, чтобы потом вам не было жалко времени, которое вы потратили на свое детище, и так глупо остановились на полпути.