будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Сколково инвестиции стартапы
Май 14, 2025
События

Как стартапу расти быстрее

Как стартапу расти быстрее
sk_b_3_2
. Источник: Алексей Бельтюков

3 июня на Startup Village в рамках мастер-класса «Как стартапу расти быстрее» советник президента фонда «Сколково», предприниматель, основатель Endemic Capital Алексей Бельтюков рассказал о главных проблемах взаимоотношений инвесторов и стартапов, а также о бумеранге в отношениях, сигналах рынка и «чернухе». Записала Анастасия Новак.

 
Алексеф Бельтюков.
Фото: Павел Ососов

Команда

На первых двух встречах инвестор оценивает вашу адекватность, потому что знает, что бизнес и деньги делают не феноменальные идеи, а успешная команда. Если он видит, что команда адекватна, но, может, не совсем понимает, что у вас там за идея, он вполне может рискнуть и дать денег, исходя из того, что если в дальнейшем идея не вполне реализуется, вы ее пересчитаете и переделаете. Ведь начинать можно с одной идеи, а закончить совершенно другой – такое случается часто.

Одна команда, которая при найме продемонстрировала мне волшебные качества настоящих профессионалов своего дела, в работе оказалась непригодной. В начале сотрудничества наша компания дала им обещания по выплатам. Поскольку обычно стартап появляется из непонятных мест, то часть бонуса мы были готовы им гарантировать: большая часть – за то, чего они добьются, а меньшая часть - за то, что мы просто совместно работаем. Но своими попытками они ничего не добились, и у нас с моим партнером проходили бурные обсуждения о том, как нам стоит с ними расставаться.

Мы пришли к выводу, что гарантированную часть бонуса нужно выплатить – «кидать» никого не нужно. После этого весь год мы жили с трудом, чуть не закрылись – у нас - владельцев предприятия - зарплата была 50 тыс.руб. Нам стало «аукаться» наше решение - что мы выплатили  этот бонус. Сотрудники наших компаний знали эту ситуацию, видели что происходит – и от нас, ни сейчас, ни тогда добровольно не ушел никто и продолжали работать за значительно меньшие деньги. Они наверняка знали, что в других местах за ту же работу платят больше, но они понимали, что у нас сохранены человеческие ценности, что мы не «кинем» ни в какой ситуации, даже если нам самим придется поджиматься и «затягивать пояса».

Быстро расставайтесь с фантазиями

Они есть у всех, у меня тоже - и мы за них дорого платим. Когда начинаете новый бизнес, у вас есть какие-то представления о рынке, о клиентах, о партнерах. Очень часто эти впечатления оказываются неверны –  и чем быстрее вы это поймете, тем лучше. Это процесс болезненный, неприятный, ведущий к трудным решениям, но необходимый. Самый эффективный из известных мне способов избавиться от иллюзий – это чаще общаться с клиентами. Вы приходите к клиенту и начинаете в красках рассказывать про свой продукт, на что клиент неожиданно для вас заявляет, что такой продукт ему не нужен. Против этого не попрешь –  после очень сложно делать вид, что вы что-то не поняли и приходится меняться. И лучше это сделать раньше, чем в момент, когда вы лишаетесь клиента. Как только у вас появляется что-то, что можно обсудить с клиентом – идеи, прототипы, первые продукты - идите и обсуждайте.

Тестирование гипотезы – fail fast

Это популярное выражение означает схему: сделали – проверили – не работает – закрыли, начали новое.

Сигналы

Надо учиться слушать те сигналы, которые вам посылает рынок, партнеры, сотрудники, клиенты, какими бы неприятными и неверными изначально они не были для вас. Часто они заключаются в том, что вы не туда вложили деньги, потратили время на бессмысленные и вредные отношения, начали делать совершенно не то. Такие сигналы следует отличать от сигналов окружающих людей: когда вы начинаете новое дело, многие скажут вам, что это ерунда. Это не страшно, если эти люди не клиенты.

Инвесторы

Понимание взглядов, ценностей инвестора, а также неформальное общение с ним – важные аспекты взаимодействия. От сотрудника избавиться проще, чем от инвестора - ведь второй - собственник вашего предприятия. Не нужно кидаться на первые попавшиеся деньги инвестора, которые легко получить – осмотритесь, подумайте – тот ли это человек, с которым вы совпадаете по взгляду на дело, или не тот.

Если ваш инвестор знает ваш бизнес, знает отрасль, знает с кем вас нужно познакомить, понимает ваши корпоративные технологии – то есть может предоставить вам что-то кроме денег – это то, что нужно. Но помните также, что он вовсе не обязан с вами соглашаться во всем  - он один из главных приемников внешней информации, который должен быть объективен и чувствителен к сигналам рынка. Если вы считаете, что нужно инвестировать в развитие партнерской сети и бурно продавать, а инвестор говорит, что лучше вкладывать в продукт, и разногласия начинаются на таком уровне, то будет тяжело.  У вас должно быть общее понимание стратегии.

Если вы пролетели с инвестором – you’re in a big trouble.

 

Частота и способы общения

Проговорите с инвестором как часто вы общаетесь, в какой форме и о чем. Обычно бывает достаточно ежемесячных или ежеквартальных встреч. Присылайте ему краткую информацию по пяти основным пунктам: что происходит с продуктом, с продажами, с персоналом, с привлечением дополнительных денег, с развитием новых направлений. И будьте сверхпрофессиональны в этом общении: не жалейте времени, делайте красивые презентации. Люди между собой общаются, и инвесторы не исключение – они тоже узнают как дела друг у друга. Если инвестор действительно готов вам дать что-то кроме денег, он пойдет и где-то о вас расскажет. Он может сказать, как он жалеет, что начал сотрудничество, а может сказать, какие вы прекрасные люди, как вы продали на миллионы и как вы профессионально себя ведете. Результат будет ощутимый, но почувствуете вы его не сразу – это как с увольнением сотрудников.

Помните о скромности

Если вы пришли за деньгами – умерьте свои аппетиты. Обозначьте для себя правильные ориентиры – в первом бизнесе важно научиться, редко получается, что вы сразу становитесь миллиардером. Пусть инвестор оценит вас невысоко, но зато даст денег на выполнение задач и научит чему-то. До тех пор, пока инвесторы не выстроились в очередь перед вашей дверью, будьте скромнее.

Сценарные планы

Это не такая фундаментальная вещь, как команда и инвестор. Но люди должны понимать, что делают и что их ждет. Сценарное планирование ведь прекрасно тем, что благодаря ему ты четко понимаешь какой ты путь выбрал, и если он в какой-то момент не реализуется, то ты его меняешь. Сценарные развилки – эти точки принятия решений - их стоит обсуждать с инвестором и выбирать правильный ход действий. Держите баланс между дисциплиной и здравым смыслом в применении к текущей ситуации. Потому что то, что вы вносили в план месяц назад, сейчас может не иметь никакого смысла.

Конечно, должен быть основной план – план А - по которому вы действуете. Но если что-то идет не так, как планировалось по плану А, то переходите к плану Б и далее. Важно прописывать эти точки прямо на бумаге, чтобы переключаться в экстренные моменты было понятно и легко. Натолкнулись на этот переключатель – встречайтесь и обсуждайте.

Back office

Под этим понятием скрывается очень большой пласт вещей, но главная суть заключается в том, что его нельзя откладывать на потом. Сразу возьмите и задокументируйте все, что у вас есть. Если вы исходите из представления, что когда у вас будет большой офис и много людей вы этим займетесь, то я вас разочарую: тогда будет поздно. Без документации вы не дойдете до состояния, когда всего будет много. А в динамично растущей организации никогда не бывает времени вернуться назад – не сделали, значит потеряли.

Регистрация IP

Товарный знак, патенты, свидетельства – делайте все сразу. Многие жалуются, что это дорого. Тогда честно ответьте себе на вопрос: дорого, потому что я в это не верю? Потому что если вы верите в свою идею или изобретение, не жадничайте – идите и регистрируйте его по всем правилам искусства, в том числе сразу подайте заявку, чтобы его можно было распространить на те страны, которые вам нужны.

Белая бухгалтерия

Вещь непопулярная, даже для тех, кто хочет большой бизнес - но «чернуху» масштабировать тем более невозможно.

Если вы считаете, что в определенном налоговом режиме вы  функционировать как бизнес не можете, мы знаем такие налоговые режимы, – может стоит подумать о другом налоговом режиме. Например, если вы компания, которая может стать резидентом Сколково, вы получите освобождение почти ото всех налогов. Если вы работаете в юрисдикции с высоким налогообложением и вы не видите, где можно их уменьшить в рамках закона, подумайте о перерегистрации в другую юрисдикцию.

Четкость в юридических документах

Для тех, кто не сталкиваться с разного рода кодексами в нашем законодательстве, сообщаю: по большинству налоговых преступлений срок давности три года. Нет бухгалтерии – три года это будет за вами «висеть». За эти три года вы должны уже стать большой компанией. Представьте, вы все сделали для того, чтобы развиться, и тут к вам приходят и говорят: «Товарищ, есть вопросы к тому, что вы сделали три года назад».

Всегда подписывайте документы с партнерами, сотрудниками, чтобы потом вам не было жалко времени, которое вы потратили на свое детище, и так глупо остановились на полпути.

 
Алексей Бельтюков. Фото: Павел Ососов
читайте также
События
#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой
Декабрь 8, 2014
Руссо Максим
События
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День пятый
Ноябрь 30, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).