Поначалу неизвестные захватили Октябрьский зал Дома союзов, в котором планировалось провести съезд, при этом они представились делегатами съезда.
Касьянову и его сторонникам пришлось искать другое помещение. Его нашли в гостиничном комплексе "Измайлово". Но кворума там собрать не удалось. Многие делегаты отправились в Дом союзов. Кстати, в рядах Касьянова открыто заявляют, что в данном случае имели место давление властей и открытый подкуп делегатов.
Среди сторонников Касьянова сейчас наблюдается некая растерянность. Сам Касьянов говорит, что в течение недели проанализирует с коллегами сложившуюся ситуацию. Пока же никакого решения относительно будущего партии не принято. Возможно, по его словам, придется создавать новое политическое объединение.
Что же касается альтернативного съезда, то его организаторы утверждают, что собрание было легитимным и кворум был. Кстати, лидер партии "Наш выбор" Ирина Хакамада, решившая присоединиться к Касьянову, считает, что Минюст тоже, скорее всего, признает альтернативный съезд легитимным.
На съезде в Доме союзов лидером ДПР был избран Андрей Богданов.
Накануне Михаил Касьянов дал интервью "Независимой газете", где разъяснил почему выбрал ДПР для начала своей президенсткой кампании и другие вопорсы. "Это не мертвая партия, а спящая, - заявил он. - Просто в последние периоды она не участвовала в выборах. Но есть важный позитив, который имела Демпартия в начале 90-х: все лидеры теперешнего демократического блока вышли из нее, как из гоголевской шинели. Эта партия не должна ни у кого вызывать аллергии" .
После Касьянов объяснил свою тактику объединения демократических сил и установил роль в этом процессе ДПР: " Я предложил две формы объединения – или сведение партий в одну, или образование коалиции путем координации всех действий. Участники – Демократическая партия, СПС, «Яблоко». Может, «Яблоко» и СПС сольются в одну структуру. Демпартия, например, уже сливается с «Нашим выбором». Таким образом, вместо четырех получаются две. В дальнейшем могут быть разные сценарии. Возможна координация действий по принципиальным вопросам. В российской политике – это прежде всего выборы любого уровня. И второе: те события, которые носят политический оттенок, например принятие каких-то законов, ущемляющих права граждан, – нужно давать им должную оценку".
Между прочим накануне было известно, что возможно провокации во время съезда Демпартии. На эту тему Касьянов высказал следующее: "Меня волнует то, что государство делает в отношении съезда Демпартии. Я узнал от исполкома, что какие-то люди, ранее имевшие отношение к партии, а также их помощники активно обзванивают делегатов от имени Кремля чуть ли не с намеками: ваш бизнес будет разрушен, не приезжайте в Москву в субботу, а приезжайте на какой-то отдельный съезд. Не исключено, что потом покажут этот самый альтернативный съезд и выдадут его за настоящий.
Но это частности. Важнее другое. Скорость, с которой в стране происходят всякие негативные события, тенденции и явления, очень высока. Никто из нас не думал, что так быстро будут сворачиваться все политические свободы: отменены выборы губернаторов, наступила полная зависимость судебной системы от исполнительной власти, практически не существует свободных средств массовой информации – граждане по факту жизни лишены своего конституционного права на альтернативную точку зрения. Есть только одна-две радиостанции и одна-две газеты, откуда мы можем хоть что-то почерпнуть, и для большинства граждан этого источника просто не существует. Страна наша огромная, и она всегда была страной телевизора – два-три государственных канала покрывают всю или большую часть территории России. Происходит сжатие политического пространства путем создания проблем в политической деятельности для различных партий. Государство, которое существует потому, что граждане его выбрали, теперь контролирует самих граждан. И то, что я слышал на Гражданском форуме о происходящем в регионах с общественными организациями, говорит о разрушении гражданского общества. Того, которое еще фактически не создано. Никакого диалога с властью у нас нет – есть только муляжи. В результате накапливается отчуждение людей от власти."
На провокационный вопорс о том, что деятельность Касьянова и есть заказанный Кремлем "оппозиционный проект" Касьянов заметил: "Прежде всего – я критикую власть, говоря правду, какой бы жесткой она не была. Я не допускаю несправедливой критики. Я просто такой человек – я говорю только правду. Эта правда ужасна, поскольку мы понимаем, что происходит в стране. Именно поэтому мои высказывания кажутся такими жесткими. Просто я подключился к процессу объединения демократических сил, и он, конечно, настораживает – не знаю, пугает или нет, но настораживает власть. В отношении того, кто поддерживает или не поддерживает, то кто-то, конечно, не поддерживает. С руководителями страны я уже год не встречался, поэтому, если такая встреча вдруг состоится, я буду рад ей, поскольку есть о чем поговорить. Будущее страны – серьезный вопрос для всех, и если таких договоренностей можно достигнуть, не поступаясь своими принципами, я буду им рад."
Позже было объявлено, что Михаил Касьянов и его сторонники после сегодняшнего неудавшегося съезда ДПР взяли недельный тайм-аут. За это время экс-премьер с коллегами обсудит сложившуюся ситуацию, после этого будет принято решение – продолжать борьбу за бренд ДПР или приступить к созданию новой политической организации.