Предварительные результаты обследования состояние очагов массового размножения короеда-типографа в Наро-Фоминском, Можайском и Рузском районах Московской области и в западной части «новой Москвы» с высокой вероятностью говорят о том, что вспышка численности этого вредителя пошла здесь на спад, сообщает «Лесной форум Гринпис России».
26 октября сотрудники Гринпис проверили состояние очагов массового размножения короеда-типографа в указанных районах для выяснения перспектив дальнейшего развития его популяции. В ходе проверки были обследованы участки старых чистых ельников, наиболее уязвимых для короеда, а также взяты пробы лесной подстилки и верхней части почвы вблизи деревьев ели, усохших в июле-сентябре нынешнего года (на предмет выяснения численности залегших на зимовку жуков). И хотя большинство проб еще предстоит разбирать, предварительные результаты исследования обнадеживают.
В образцах подстилки и почвы, разобранных на месте, были обнаружены лишь единичные жуки - по одному-два на площадь примерно в 50 квадратных сантиметров, что примерно на порядок меньше, чем год назад, а в некоторых образцах, взятых поблизости от недавно усохших деревьев, жуков и вовсе не было обнаружено.
О том, что вспышка численности короеда, вероятнее всего, пошла на спад, говорят и другие обстоятельства. На большинстве обследованных участков количество елей, усохших в результате воздействия второй волны вредителя (в июле-сентябре 2012 года), было в несколько раз меньшим, чем количество деревьев, усохших в результате первой волны (в мае-июне). Плотность вылетных отверстий короеда на большинстве недавно усохших деревьев была также невысокой. В некоторых местах древесина ели, брошенная при расширении трасс ЛЭП в сроки и в условиях, идеальных для массового заселения короедом, была им заселена с небольшой плотностью или даже не заселена (при весьма большом количестве личинок усачей).
Пока это лишь предварительные данные, но они обнадеживают. Свидетельства из некоторых других районов Подмосковья также позволяют предположить, что нынешний эпизод массовой гибели подмосковных ельников подходит к концу.
Напомним, что катастрофическое нарастание численности короеда-типографа в Средней полосе Европейской России началось в 2009-2010 годах. Первоначальным толчком к началу массового размножения вредителя стали ураганы, повалившие множество деревьев - наилучшей пищи для него - и последовавшее засушливое лето.
Короед-типограф - обычный жук темнохвойных лесов Евразии. В нормальных условиях он не причиняет лесу большого ущерба, поскольку здоровые ели способны сами защищаться от него, заливая входные отверстия и самих жуков смолой, и даже частично меняя свой метаболизм с целью синтеза вредных для вредителя компонентов. Таким образом при небольшой численности короеду приходится довольствоваться ослабленными или недавно погибшими деревьями.
Однако если короеду удается набрать большую численность, он становится опаснейшим вредителем: несколько сотен жуков, атакуя одновременно, могут убить даже совершенно здоровую ель. При катастрофическом нарастании численности короед-типограф способен уничтожать целые массивы еловых лесов - что и происходило в последние годы. В частности, по данным Россельхознадзора, вспышка массового размножения короеда-типографа охватила старовозрастные ельники на всей территории европейской части России от Брянской и Смоленской областей до Башкирии и Челябинской области. В наиболее сильной степени оказались поражены леса западной части Московской области, где по оценкам экспертов в области лесной энтомологии, ельники погибли на площади около 100 тыс. га, в то время как официальные данные занижены не менее чем в пять раз.
Ведомство не преминуло «пнуть» Рослесхоз, которому с августа 2010 года были переданы полномочия по осуществлению надзора за фитосанитарным состоянием лесных насаждений: «Несмотря на то, что методы ведения хозяйства в лесах, исключающие возможность формирования очагов типографа, известны с XIX века, существующая практика ведения лесного хозяйства, отсутствие должной системы надзора в области лесного хозяйства, создали условия для расширения очагов». Развитие событий привело к тому, что в текущем году гибель древостоев от вспышек вредителей леса значительно превышает гибель от лесных пожаров, отмечается в сообщении.
В том, что это стало возможным, экологи обвиняют современный Лесной кодекс, из-за которого разоренное «реформами» лесное хозяйство не смогло вовремя устранить угрозу и разобрать завалы в рамках новых бюрократических процедур.
Экологи пока затрудняются назвать причину снижения численности короеда на западе Подмосковья. Пока самое эмоциональное объяснение звучит так: «Подавился проклятый таки росейскими ельниками!». Кстати, занимательное совпадение – снижение численности жуков отмечено именно на западе Подмосковья, где стоимость земли на порядок больше, чем по остальным направлениям. Здесь располагаются усадьбы бизнесменов, звезд и политиков (в том числе и резиденции президента и премьера).
Тем не менее, специалисты подчеркивают, что «это пока лишь предварительные данные и только по сравнительно небольшой территории» и призывают соответствующие органы не расслабляться, поскольку проблема массовой гибели ельников отнюдь не исчерпана.
В Подмосковье остаются десятки тысяч гектаров полностью или частично погибших старых еловых лесов, которые необходимо расчищать от мертвой древесины (в дополнение к множеству неразобранных горельников двухлетней давности и ветровальных участков), на месте которых необходимо восстанавливать новые леса.
Быстрая разборка погибших насаждений в Подмосковье, если ее действительно получится организовать, будет давать ежегодно примерно 5-7 миллионов кубометров низкотоварной, в значительной степени сгнившей, дровяной древесины. Для сравнения: в 2011 году, несмотря на массовые санитарные рубки в горельниках 2010 года, объем заготовки древесины в Московской области составил всего 817 тысяч кубометров.
Для заготовки таких объемов древесины в Подмосковье нет ни специалистов, ни опытных исполнителей, ни техники, ни подходящей транспортной инфраструктуры - обычные сельские дороги при столь масштабной вывозке могут быть разбиты в течение нескольких месяцев. Да и девать эту гнилую мертвую древесину в таких объемах пока некуда.
Для лесовосстановления погибших лесов в таких объемах также пока нет ни техники, ни людей, ни посадочного материала, ни, главное, разумного законодательства, отмечается в сообщении. Так что, скорее всего, ликвидировать последствия нашествия короеда-типографа можно будет еще не скоро.
Знакомьтесь - короед-типограф. Видеолекция об одном из самых страшных сегодня врагов российского леса, "взращенных" новым Лесным кодексом.