Неожиданный поворот наметился в бесконечной череде новостей о жизни - частной и служебной - милиционеров, которую в обществе принято называть "милицейским беспределом", а милиционеры предпочитают именовать "кампанией по очернению образа сотрудника внутренних дел". 'Модернизировать МВД, реформировать МВД невозможно, его можно только ликвидировать', - заявил на специально созванной пресс-конференции в среду член генсовета 'Единой России', вице-председатель комитета Госдумы по бюджетам и налогам Андрей Макаров. По его словам, 'система создана таким образом, что она убивает порядочность в людях, заставляет их работать непорядочно'.
Не нравятся единороссу и раздутые штаты МВД. 'В нашей милиции работает кратно больше людей на душу населения, чем в любой цивилизованной стране мира. Мы можем совершенно безболезненно заявлять о том, что милиция будет сокращаться минимум в два раза. Надо вывести всю милицию за штат и начать очищение милиции с участием общественности, правозащитников', - заявил Макаров.
Самое интересное и сложно реализуемое в выступлении Макарова - это план реформы МВД. 'Есть несколько шагов, которые необходимо сделать немедленно: из МВД должен быть выведен следственный аппарат, следствие не может находиться в МВД, необходимо решить вопрос по экономическим, налоговым преступлениям. Нельзя брать человека под стражу до тех пор, пока приговором суда не установлена его виновность', - убежден Макаров. Заявка Макарова на реформирование крайне интересна в контексте того, что наблюдалось по милицейской проблематике в последние месяцы в жизни общества и, не в последнюю очередь, в медиа-поле.
Очень порочащие обстоятельства
Милицию граждане побаиваются довольно давно. Однако первым серьезным инцидентом, положившем начало нынешней дискуссии о злоупотреблениях и коррупции в российском МВД, стала апрельская бойня в супермаркете, устроенная начальником ОВД 'Царицыно' Денисом Евсюковым. После этого ЧП указом президента Медведева был отправлен в отставку глава ГУВД Москвы Владимир Пронин. С тех пор тема 'милицейского беспредела' стала одной из центральных в российских СМИ, которые всеми силами 'очерняли' МВД, сообщая то об очередном ДТП с участием пьяного милиционера, то публикуя обвинения беглого бизнесмена Чичваркина в адрес управления 'К', якобы крышующего рынок сотовой связи.
Некоторые наблюдатели высказывали предположение, что эти новости могут быть использованы для того, чтобы спровоцировать отставку главы МВД Рашида Нургалиева. Примечательно, что до 2004 года министерство возглавлял нынешний председатель высшего совета 'Единой России', спикер Госдумы Борис Грызлов - именно с его легкой руки вошел в обиход термин 'оборотни в погонах'.
После ЧП с Евсюковым и дальнейшего негатива в самом министерстве были объявлены меры по исправлению: от ужесточения набора сотрудников и их психологического тестирования до декларирования ими своих доходов и доходов членов их семей ('Вы просто представить этого не можете. Нереально многие из этих машин купить на зарплату сотрудника милиции', - делился тревожными наблюдениями глава МВД Рашид Нургалиев). Однако никакого результата эти меры дать не успели, а предложение Нургалиева о декларировании доходов милицейский профсоюз и вовсе назвал 'профанацией'.
После "инцидента имени майора Евсюкова" новости про "милицейский беспредел" поступали в СМИ (и, что характерно, тиражировались, в том числе, в телеэфире) с беспрецедентным размахом. "Стрелки" из ГИБДД, коррупционеры всех должностей и званий - милицейские начальники тут же усмотрели за этим кампанию по дискредитации органов. Обвинив, впрочем, то ли ЦРУ, то ли связанные с разведуправлением правозащитные организации.
Нельзя сказать, что впечатления "информационной кампании против милиции" не было - недавно появилось выступление майора милиции из Новороссийска Алексея Дымовского, который, вроде бы обидевшись на свое начальство, выступил с разоблачениями в адрес правоохранительных органов. Это спровоцировало около десятка подобных же выступлений бывших и нынешних сотрудников милиции в Интернете. За этой историей, помимо медиа-составляющей, не усматривалось почти ничего более. Озвучив то, что "и так всем отлично известно" Дымовский помчался давать пресс-конференцию в Москву. На фоне поступка Евсюкова Дымовский выглядел не то чтобы бледно - никак вообще. "Такую вещь, как информационные технологии, никто не отменял', - сказал политолог Алексей Мухин в интервью 'Полит.ру'. По его мнению, Дымовский уже сыграл свою роль и перестал быть необходимым: 'Мне кажется, что довольно скоро мы забудем о господине Дымовском, а заодно забудем о господине Евсюкове'. Однако именно "инцидент Дымовского", как представляется, стал серьезной вехой в борьбе за реформу МВД (обращение Дымовского даже упоминалось в паре выпусков теленовостей на госканалах).
Подлила масла в огонь и последняя новость о том, что в Москве трое пьяных патрульных забили до смерти 19-летнего юношу. Серьезным событием стала смерть 16 ноября 37-летнего юриста британского инвестфонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского в больнице СИЗО 'Матросская тишина'. На фоне заявлений о том, что ему не оказывали медицинскую помощь и требовали неких показаний, президент Медведев поручил поручил Генпрокуратуре и СКП проверить обстоятельства смерти юриста. Было возбуждено уголовное дело. Также президент поручил Генпрокуратуре и СКП проанализировать практику применения меры заключения под стражу по отношению к лицам, впервые совершившим экономические преступления, и представить предложения о совершенствовании законодательства в этой области. Именно это предложение повторил сегодня депутат Макаров.
Тайны следствия
Кампания или не кампания, но заявлена серьезная реформа МВД, о необходимости которой говорят с начала 2000-х, которая несколько раз была разработана и которой так и не произошло. Интересно понять, что будет с реформой нынешней.
Заявление о необходимости ликвидировать МВД Андрей Макаров сделал на пресс-конференции в центральном офисе 'Интерфакса'. Единоросс Макаров убеждал собравшихся журналистов, что не пытается 'очернить' милицию, а пытается защитить честных и порядочных милиционеров, которых, по его словам, все-таки большинство. И настаивал, что в данном случае выражает свою личную позицию, выступая в качестве одного из авторов законопроекта, и в качестве юриста с многолетним стажем.
Партия 'Единая Россия' известна своей дисциплинированностью, поэтому можно предположить, что без отмашки из президентской администрации депутат Макаров вряд ли был бы способен выступить с таким радикальным предложением. Это означает, что Кремль подготовил серьезную реформу МВД, смысл которой заключается, разумеется, не в ликвидации ведомства, а в урезании его полномочий: радикальное сокращение штата и отъем следствия - за этот счет может быть проведено усиление других ведомств, например Следственного комитета при прокуратуре и, вероятно, Минюста.
Если это так, то речь идет преимущественно о переделе властных полномочий и связанных с ними денежных потоках, а не об оздоровлении системы в целом. Главным следствием в первую очередь может стать снижение привлекательности службы в милиции - из-за сокращения возможностей прямого злоупотребления. Как говорил майор-разоблачитель Алексей Дымовский, молодые милиционеры не боятся идти на зарплату в 12 тысяч, поскольку знают, что у них будет 'калым'. Кто пойдет работать в милицию без 'калыма', на одну официальную зарплату - непонятно.
Член научного совета Московского Центра Карнеги, политолог Николай Петров не видит в инициативе много нового и настроен скептически. 'Давно уже был в свое время предложен и обсуждался проект выделения всех следственных аппаратов в особую службу типа ФБР, - сказал он в интервью 'Полит.ру'. - И пока этот проект был реализован на уровне прокуратуры, из которой был выделен Следственный комитет. Мне кажется, что то, что озвучил сейчас Макаров, это просто отголоски вот этих старых дискуссий. Под ними есть определенные основания, но мне кажется, что сейчас мы не ближе к реализации этого проекта, чем пару лет назад, когда он возник, и стал активно обсуждаться'.
То же касается идеи отказа от досудебной посадки по экономическим статьям УК, то она давно обсуждается. Хотя 'карательная' логика правоохранителей далеко не всегда несправедлива - подсудимые зачастую действительно могут 'повлиять на ход следствия', эту реформу можно только приветствовать. Ведь зачастую бизнесмены в общении с правоохранителями сталкиваются с откровенно наглыми 'наездами' на бизнес - рейдерством (отъем бизнеса в пользу новых собственников), товарном рейдерством (отъем товара посредством ареста или конфискации), посадкой и заведением дела с целью выбивания взятки и т.д.. Дмитрий Медведев не однажды высказывался в духе "хватит кошмарить бизнес", за чем, однако, не следовало никаких серьезных оргвыводов. Упоминавшаяся смерть юристконсульта Магницкого в тюрьме (человека со связями) в очередной раз обратила внимание президента на эту проблему.
Тот факт, что меры озвучены через буфер (депутат Макаров), может означать, что Кремль ждет серьезного сопротивления своей инициативе, как со стороны непосредственно МВД, так и со стороны милицейского лобби в иных властных структурах. И начинает своего рода процесс торговли, но почему-то публично. По словам Андрея Макарова, сопротивление милиции едва не похоронило его законопроект о декриминализации сферы налоговых отношений. Законопроект, подчеркнул парламентарий, получил положительный отзыв правительства, Верховного суда, президент Медведев отметил важность этого закона. 'Однако, в прошлую среду на сайте Минфина был опубликован документ, который неожиданно вывел на поверхность ту жесточайшую борьбу, которая, оказывается, по данному закону ведется под ковром. МВД предпринимает попытки любыми путями ликвидировать этот закон', - заявил Макаров. В опубликованном тексте ведомство требует, чтобы была учтена позиция МВД и были внесены поправки в этот закон от имени правительства, мотивируя это тем, что поправки, указанные в законопроекте помешают милиции бороться с преступностью.
По мнению политологов, реформа МВД в целом подготовлена и лишь сопротивление лобби не дает ей свершиться. 'Министерство подготовлено для того, чтобы уже быть разделенным на ряд ведомств, и остается только проявить политическую волю и сделать это. Судя по всему, у нынешнего министра внутренних дел этой воли нет, - считает Алексей Мухин. - Именно поэтому вопрос об его отставке периодически поднимается в Кремле. Существуют претенденты на его место. Это Михаил Суходольский и Евгений Школов. Оба они, судя по всему, призваны крайне радикальным образом реформировать ведомство. Сопротивления лобби-групп, которые этому препятствуют, и выражается в том, что Рашид Нургалиев по-прежнему занимает министерский пост'.
Понимание, что с системой внутренних дел необходимо что-то делать есть у всех - у граждан, у экспертов, у власть предержащих. Существует, впрочем, и сильные ограничители - помимо милицейского лобби - серьезная реформа может повлиять на лояльность не только милицейских начальников, но и рядовых сотрудников органов по отношению к действующей власти и собственному руковдству. Такое недовольство имеется, недаром опыт милиционера Дымовского был растиражирован десятком других сотрудников органов. И не вполне понятно, насколько лояльными будут органы принуждения в случае, если им придется на практике отрабатывать разгоны митингов то ли экстремистов, то ли пенсионеров, каковые разгоны они пока отрабатывали лишь в неприближенной к боевой обстановке (см. К русскому бунту готовы). Так что есть все условия для того, чтобы заявленная реформа обернулась символической правкой системы. Скажем, отставкой министра Рашида Нургалиева.