Столичные ДЕЗы предлагают владельцам квартир с балконами самостоятельно очищать их от сосулек и наледи. Объясняется это тем, что в обязанности управляющих компаний входит очистка кровли от сосулек, а про балконы ничего не сказано. В тоже время, с 2013 года сильно ужесточились требования к уборке снега, и коммунальщики, заранее перекладывая ответственность на москвичей, стараются себя обезопасить от возможных исков, пишет 31 января газета «Известия».
Для информирования москвичей на дверях подъездов развешивают объявления, а в некоторых районах коммунальщики собираются привлекать к обходу квартир старших по дому и подъезду.
Многие москвичи, увидев такое объявление, испытают неприятное удивление: оказывается, за свою собственность нужно не просто платить, как было раньше, но еще и заботиться о ней. Столичные жители к этому категорически не привыкли и всякий раз пытаются доказать не только окружающим, но и себе, что они ни за что не отвечают и все должна делать мэрия, милиция, коммунальные службы или кто-нибудь еще.
Платить за дом
Москва — богатый город, и откровенно вонючие подъезды в нем встречаются относительно редко. Однако не редкость увидеть миллионный ремонт в квартире, а в 30 сантиметрах от входной двери месяцами висящее объявление от нового интернет-провайдера или ближайшей пиццерии.
Первый удар по уверенности москвичей в бесплатности проживания в городе произошел в 2011 году, когда мэрия объявила, что у нее нет денег на финансирование капитального ремонта домов. Собственникам квартир была предложена сделка: город выделяет максимум 95 процентов от сметы на ремонт, остальное должны дать собственники квартир. При этом, чем больше они соберут, тем выше в очереди окажется их дом. В итоге москвичи, как правило, собирали от 5 до 15 процентов стоимости ремонта, на квартиру приходилось в среднем 15-20 тысяч рублей, что сравнимо с коммунальными платежами за полгода. Таким образом, за два года набрались средства на капитальный ремонт более чем 400 домов.
Вряд ли у правительства Москвы не было лишних миллионов рублей для ремонта этих 400 домов, однако участие жителей в финансировании ремонта — важный опыт. При хорошем стечении обстоятельств после такого люди станут заботиться не только о своей квартире, но и о подъезде.
Платить за двор
Совсем другая история происходит с землей, однако мораль примерно такая же. Департамент земельных ресурсов города Москвы решил в ускоренном темпе провести межевание кварталов, после которого у каждого дома будет строго определенная территория. По Жилищному кодексу, в тот момент, когда придомовая территория получает четкие границы и кадастровый номер, собственники квартир становятся владельцами этой территории. Это, конечно, не значит, что они могут там строить небоскребы или искать нефть. Но решать, закатывать двор в асфальт под стоянку автомобилей или разбивать газон, будет не город, а общее собрание собственников. Таким образом и ругать придется не мэра и жуликов из управы, а собственных соседей, а может быть даже и себя.
За долю в придомовом участке среднему квартировладельцу придется платить около 5 тысяч рублей налогов в год, а также обеспечивать уборку территории — сейчас ее оплачивает город. Мэрия обещает, что некоторые скидки будут сделаны для ТСЖ, однако факт остается фактом. Если лавочка во дворе поставлена за твои деньги, а может быть твоим соседом на добровольной основе, то ломать ее или ставить ноги на сиденье не так приятно, как если бы это была безымянная муниципальная лавочка. Да и парковать автомобиль на газоне, за высадку которого проголосовал весь подъезд, будет не так легко.
Платить за город
Совсем уж другая история происходит с автолюбителями, однако мораль, на удивление, опять та же самая. Департамент транспорта вводит ненавистные москвичам платные парковки в центре. Несмотря на то, что жителям центральных районов удалось отбить льготное право на занимание принадлежащих городу квадратных метров обочин дорог, большинство москвичей в ближайшей перспективе будут вынуждены платить за парковку внутри Садового кольца. У автолюбителей это вызывает понятное возмущение: много лет они пользовались бесплатно городской землей для парковки своих машин, а теперь внезапно мэрия решила снимать с них деньги.
Возмущение выплескивается через край, когда оказывается, что Департамент транспорта вдобавок собирается увеличивать количество выделенных полос. Теперь стоять в пробках придется не в трех полосах, а только в двух, а мимо будет проноситься троллейбус с нищими неудачниками, которые не в состоянии взять в банке кредит на покупку захудалой иномарки.
Пробки, которые душат Москву, образуются по одной простой причине — люди готовы в них стоять. Для того, чтобы москвичи перестали с таким завидным упорством утром и вечером стоять часами на автомагистралях, необходимо делать общественный транспорт более конкурентным — значит, он должен быть быстрее, чем сейчас, и приятней, чем сейчас. А главное — поездка на транспорте должна обходиться дешевле, чем на автомобиле. Это значит, что автомобиль должен быть дороже, например, за счет подорожания бензина и введения платных парковок.
В целом простая схема борьбы с пробками, которая заставляет платить тех, кто ответственен за их образование — то есть автомобилистов — вызывает недоверие и негодование. Оказывается, что люди готовы часами стоять в пробках, готовы тратить десятки минут на поиски бесплатной парковки, но заплатить лишнюю копейку в бюджет для них сравнимо с безоговорочной капитуляцией.
Итак,
Москвичам, которые с таким энтузиазмом выходили на митинги против Путина, похоже, предъявляют счет. Взаимоотношения власти и общества в 2000-е годы часто описывались как «деньги в обмен на лояльность». После декабря 2011 Москва явно не может считаться лояльным городом, а значит, в рамках принятой модели, может не рассчитывать на дотации. Впрочем, стоит признать, что это может изменить город в лучшую сторону. Потому что только бороться с пробками, машинами на газонах и вонючими подъездами у властей, стоит признать, не очень хорошо получается.