В интервьюс корреспондентом «Полит.ру» известныйфутболист Дмитрий Аленичев рассказало том, что он думает о состоянии дел вроссийском футболе в целом и московском«Спартаке», где он выступал в свое время,в частности. Разговор состоялся натурнире «Кубок Егора Титова», организованномбывшим партнером Аленичева по «Спартаку».
— Провести такой турнир — это очень хорошая идея моего друга Егора Титова, — говорит Аленичев. — Этот турнир — огромная польза для мальчишек, которые тут играют. И количество юных участников только увеличится, если соревнования будут традиционными. Мы с Егором уже разговаривали на эту тему, турнир он хочет сделать традиционным. В свое время я сам много раз участвовал в подобных соревнованиях, а сейчас и провожу турниры, и понимаю, какую пользу они приносят мальчишкам.
— Как вы в целом оцениваете нынешнее положение детско-юношеского футбола в России?
— Вы знаете, много я езжу по стране, по разным городам, и честно признаюсь, что оно оставляет желать лучшего. Все-таки детские школы работают не так, как хотелось бы, не так, как за границей, допустим. Но в любом случае сдвиги в лучшую сторону есть. Много внимания уделяется развитию инфраструктуры, появляются у нас новые спортивные сооружения, спортивные площадки, поля – для того, чтобы дети спокойно могли заниматься в хороших условиях. В этом плане мы, конечно же, на правильном пути.
— Что именно вы подразумевали под фразой «оставляет желать лучшего»?
— Более профессиональными должны быть тренерские кадры, на мой взгляд. Сейчас я тренирую сборную юношей 1993 года рождения, смотрю на этих ребят… Не их вина в том, что у них такое техническое оснащение, а вина тех тренеров, которые с ними работают. Мне хотелось бы, чтобы детские тренеры были более и более профессиональными. От этого выиграют не только сами мальчишки; тогда и у нас будет выбор большой для национальной сборной. А сейчас мы с большим трудом набираем для сборной 18 человек.
— Ровно пять лет назад Россия выиграла чемпионат Европы среди игроков до 17 лет. Однако до главной сборной страны никто из этих ребят, увы, не добрался. Да и в чемпионате России о них толком не слышно.
— Скорее всего, игроки звездную болезнь подхватили, посчитали, что они всего уже достигли. Так нельзя. С другой стороны, быть может они просто оказались не настолько сильны, чтобы играть на уровне Премьер-лиги. Есть несколько ребят, которые играют в высшей лиге, первой лиге, но основная масса исчезла. Наверное, причины надо искать в себе.
— С вашим поколением таких проблем не наблюдалось. Те, кто выступал в юношеской, а потом и молодежной сборных, как правило, добирались и до главной сборной.
— Нашим жизненным принципом было не останавливаться на достигнутом. Если мы что-то выиграли, то это тут же становилось уже историей, потому что мы знали: нужно двигаться дальше. А те ребята, которые выиграли чемпионат Европы среди 17-летних, к сожалению, не смогли в себе это преодолеть.
— Семь лет назад вы вернулись из португальского «Порту» в «Спартак». Каким вы застали отечественный футбол и насколько он изменился за все время, проведенное вами здесь?
— Очень хорошо, что к нам едут достаточно сильные иностранные игроки. Когда же я вернулся в 2004 году, в нашем футболе было мало квалифицированных легионеров. За эти семь лет я увидел, что у ряда клубов появился интерес. Естественно, появились и хорошие деньги, здесь уже и скрывать нечего. Есть пять-шесть клубов, которые обладают большим финансовым ресурсом. Соответственно, они могут себе позволить купить дорогостоящих игроков, что в последнее время и происходило. И очень хорошо, что мы получили право провести чемпионат мира. Инфраструктура теперь у нас изменится в лучшую сторону, будут хорошие новые стадионы. Недавно я присутствовал на открытии новой арены в Грозном и был ею впечатлен. Кроме того, у нас стали работать очень хорошие иностранные тренеры. Взять, например, итальянца Лучано Спаллетти, который согласился возглавить «Зенит» и произвел здесь фурор. Так что мы движемся в правильном направлении.
— Между тем в России не утихает волна дискуссий о том, помогают или вредят легионеры развитию отечественного футбола. Принято, в частности, считать, что иностранные игроки преграждают российской молодежи путь в основные составы клубов.
— Я бы хотел, чтобы лимит все-таки был. А если его полностью отменить, то может получиться так, что в некоторых наших клубах в основном составе будут играть девять иностранных игроков. И как мы тогда будем готовить резерв для национальной сборной? Так что нынешний лимит (максимум – 6 легионеров в команде на поле) – самый оптимальный.
— Как вам игра «Спартака» в последних матчах?
— В «Спартаке» мне не нравится то, что у него нет стабильности. Они обыграли в чемпионате ЦСКА, но тут же провалились в матче с «Амкаром». В Лиге Европы обыграли «Аякс», показав очень хорошую игру, но потом проиграли «Порту» просто с безобразным счетом. Нет стабильности в игре команды. Хотя в «Спартаке» очень сильные игроки все-таки есть.
— Все дело в психологии?
— Думаю, и в психологии тоже — раз уж игроки делят матчи, допустим, на ЦСКА и «Амкар», на каждую из этих команд настраиваются по-разному. Хотя и там и там за победу дают по три очка. Если ты на матч с ЦСКА выходишь полностью мобилизованным, а против «Амкара» играешь спустя рукава – так нельзя. А ведь болельщики ждут от «Спартака» только побед, болельщикам нужен результат. Для «Спартака» другого места, кроме первого нет. При нынешнем подходе к делу команда далеко не пойдет, к сожалению.
— Складывается впечатление, что «Спартак» является жертвой собственных амбиций. Любая серийная неудача приводила к смене тренера, что за последние годы так и не привело команду к чемпионству. Вот и сейчас Валерий Карпин подал в отставку.
— «Спартак» — это «Спартак», и в случае продолжительных неудач отставки в команде будут. Ну как терпеть тренера, который не дает результат? Где гарантия, что за пять лет он приведет команду к золоту?
— Кого вы хотели бы видеть у руля команды?
— Пусть Валера Карпин и тренирует. Каждый начинающий тренер сталкивается с трудностями, без этого не бывает. Просто в данном случае надо проявить терпение, дать поработать человеку. Я думаю, Карпин идет правильным путем.
— Как вы оцениваете шансы сборной России на выход в финальную часть Евро-2012?
— Процентов на 90 уверен, что наши туда попадут. С трудом можно представить, что из этой отборочной группы сборная России не сможет выйти. Конечно, плохо, что команда неудачно выступила в товарищеских матчах против Ирана и Катара. Но я уверен, что ребята прекрасно понимают, какая задача перед ними стоит и в предстоящих решающих матчах команда будет полностью мобилизована и свою задачу выполнит.