При тех наблюдаемых экономических преимуществах, которые обещает наличие высшего образования его обладателям, было бы наивно рассчитывать на то, что молодые люди добровольно изменят свои приоритеты в пользу начального или среднего профессионального образования, которые окупаются гораздо хуже. Эта тенденция — рост рыночной «ценности» продвинутого общего третичного образования по сравнению с узкоспециализированным профессиональным — характерна для всех развитых стран мира и, по-видимому, будет и далее усиливаться. Россия в этом не исключение. Другое дело, что превращение в страну поголовных обладателей соответствующих дипломов в итоге неизбежно приведет к снижению экономической отдачи и потребует значительного усиления дифференциации внутри системы образования с точки зрения качества обучения.
«Российские специалисты высшего уровня квалификации зарабатывают столько же или даже меньше, чем «синие воротнички...»
«...лишь в самые ранние годы увеличение трудового опыта обеспечивает быстрый рост оплаты; его дальнейшее накопление не приносит сколько-нибудь значительной экономической отдачи...»
«Экономические преимущества, связанные с приобретением трудового опыта, в значительной мере обесценились, а его окупаемость резко понизилась.»
«Даже у женщин-неквалифицированных рабочих высшее образование добавляет к зарплате 26,5% по отношению к средней в этой профессиональной группе.»
«Переход к часовым ставкам оплаты труда приводит к сокращению гендерного разрыва, а также к некоторому повышению отдачи на образование и профессиональный статус.»
«Уникальная черта российской системы формирования заработной платы — поразительно низкая «премия» на возраст и стаж.»
Открыть полный текст исследования Лидии Белоконной, Владимира Гимпельсона, Татьяны Горбачевой.