Раскрывать для граждан информацию российские госорганы уже научились, теперь на повестке дня стоит задача сделать эту информацию доступной для дальнейшей работы с ней – к такому выводу пришли участники круглого стола «Доступность данных государственных органов для российского бизнеса. Практика и проблемы использования открытых государственных данных», прошедшего в НИУ ВШЭ 25 октября.
Организаторами мероприятия выступили Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», российский офис международного консорциума W3C (World Wide Web Consortium) и информационное агентство «Интерфакс».
Основной вопрос круглого стола сформулировал, открывая мероприятие, министр по Открытому правительству Михаил Абызов: «Как сделать так, чтобы информация, которую открывают государственные органы, была клиентоориентированной и представлялась в нужном формате для конечных пользователей (бизнес, население)».
Открытие государственных данных становится важным трендом в развитых странах. Россия уже сделала немало значимых шагов в этом направлении. Прорывом стал принятый в 2009 году закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Он послужил драйвером массового создания сайтов официальных органов власти в сети Интернет и раскрытия информации о деятельности госорганов.
А президентским указом от 7 мая 2012 года «Об основных мерах по совершенствованию системы государственного управления» правительству поручено до 15 июля 2013 года «обеспечить доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации».
Участники заседания признали, что сейчас государство выкладывает в открытый доступ огромные массивы данных, однако этот процесс до сих пор никак не систематизирован. В России отсутствует единая государственная политика в области раскрытия и порядка предоставления данных, нет общих правовых, технических и организационных стандартов и регламентов публикации. Объем раскрываемых данных и порядок доступа к ним каждое ведомство определяет самостоятельно.
При этом отсутствие общих требований к форматам хранения и предоставления данных зачастую делает их непригодными к обработке и дальнейшему использованию. Для того, чтобы с этой информацией можно было работать, она должна быть доступна в машиночитаемом виде. Поэтому главным предметом обсуждения на круглом столе стала возможность превращение тех массивов данных, которые есть у государства, в продукт, пригодный для использования в экономике. Это позволит бизнесу создавать новые услуги, предлагать то, чего ранее не существовало на рынке, как это сейчас происходит, например, в здравоохранении: сформировано новое направление, основанное на использовании связанных открытых данных – трансляционная медицина.
«Технические инструменты открытости государства становятся настолько важны, что являются неотъемлемой частью открытости. Открытые данные предоставляются в первую очередь для программистов, для разработчиков. Это возможность для них взять то, что государство накапливает в своих информационных системах, и на основе этого сделать собственные продукты», - говорит эксперт по открытым данным, директор направления Linked Data регионального офиса W3C в России Иван Бегтин, создавший в 2009 году первый негосударственный каталог по открытым данным OpenGovData.
Разработчики должны иметь возможность использовать раскрываемую государством информацию для создания новых уникальных проектов, которые нужны людям - как для общественных, некоммерческих, так и для коммерческих целей.
В идеале, по мнению Бегтина, эта информация должна быть организована по принципам LOD (связанные открытые данные), позволяющим проводить автоматическую обработку больших объемов разнородных данных. А для этого ведомствам необходимо выработать и использовать единый стандарт их публикации.
Участники круглого стола пришли к выводу, что необходимо на федеральном уровне установить нормативно-правовое регулирование процесса раскрытия информации госорганами. Задача эта непростая - ведь сейчас в законодательстве отсутствуют даже сами понятия открытых данных и машиночитаемости. Поэтому к выработке соответствующих норм, определению приоритетов открытия данных и форматов их предоставления необходимо максимально привлекать как экспертов, так и конечных потребителей информации – граждан, представителей бизнеса и разработчиков.
По итогам мероприятия рекомендовано включить вопрос открытости государственных данных в повестку работы экспертных и общественных советов при правительстве РФ и органов власти.
Кроме того рекомендовано создать межведомственную рабочую группу в составе представителей Минэкономразвития, Минкомсвязи, Открытого правительства и российского бизнеса для оперативного реагирования на запросы общества в области открытых государственных данных и проблемы их получения.
Подводя некоторые итоги обсуждения, хочется отметить, что буквально за год в России произошел колоссальный рывок в области открытых данных. Если еще год назад эксперты и гражданские активисты вели борьбу за само раскрытие государством имеющейся у него информации, то теперь уже главным вопросом повестки дня является вопрос как эту раскрываемую информацию подавать. А значит, борьба была небесполезной.