будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
События
Холина Евгения

Открытые данные в России: Новые приоритеты

Открытые данные в России: Новые приоритеты
vyshka
Круглый стол «Доступность данных государственных органов для российского бизнеса. Практика и проблемы использования открытых государственных данных»

Раскрывать для граждан информацию российские госорганы уже научились, теперь на повестке дня стоит задача сделать эту информацию доступной для дальнейшей работы с ней – к такому выводу пришли участники круглого стола «Доступность данных государственных органов для российского бизнеса. Практика и проблемы использования открытых государственных данных», прошедшего в НИУ ВШЭ 25 октября.

Организаторами мероприятия выступили Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», российский офис международного консорциума W3C (World Wide Web Consortium) и информационное агентство «Интерфакс».

Михаил Абызов в НИУ ВШЭ

Основной вопрос круглого стола сформулировал, открывая мероприятие, министр по Открытому правительству Михаил Абызов: «Как сделать так, чтобы информация, которую открывают государственные органы, была клиентоориентированной и представлялась в нужном формате для конечных пользователей (бизнес, население)».

Открытие государственных данных становится важным трендом в развитых странах. Россия уже сделала немало значимых шагов в этом направлении. Прорывом стал принятый в 2009 году закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Он послужил драйвером массового создания сайтов официальных органов власти в сети Интернет и раскрытия информации о деятельности госорганов.

А президентским указом от 7 мая 2012 года «Об основных мерах по совершенствованию системы государственного управления» правительству поручено до 15 июля 2013 года «обеспечить доступ в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации».

Участники заседания признали, что сейчас государство выкладывает в открытый доступ огромные массивы данных, однако этот процесс до сих пор никак не систематизирован. В России отсутствует единая государственная политика в области раскрытия и порядка  предоставления данных, нет общих правовых, технических и организационных стандартов и регламентов публикации. Объем раскрываемых данных и порядок доступа к ним каждое ведомство определяет самостоятельно.

При этом отсутствие общих требований к форматам хранения и предоставления данных зачастую делает их непригодными к обработке и дальнейшему использованию. Для того, чтобы с этой информацией можно было работать, она должна быть доступна в машиночитаемом виде. Поэтому главным предметом обсуждения на круглом столе стала возможность превращение тех массивов данных, которые есть у государства, в продукт, пригодный для использования в экономике. Это позволит бизнесу создавать новые услуги, предлагать то, чего ранее не существовало на рынке, как это сейчас происходит, например, в здравоохранении: сформировано новое направление, основанное на использовании связанных открытых данных – трансляционная медицина.

 «Технические инструменты открытости государства становятся настолько важны, что являются неотъемлемой частью открытости. Открытые данные предоставляются в первую очередь для программистов, для разработчиков. Это возможность для них взять то, что государство накапливает в своих информационных системах, и на основе этого сделать собственные продукты», - говорит эксперт по открытым данным, директор направления Linked Data регионального офиса W3C в России Иван Бегтин, создавший в 2009 году первый негосударственный каталог по открытым данным OpenGovData.

Иван БегтинРазработчики должны иметь возможность использовать раскрываемую государством информацию для создания новых уникальных проектов, которые нужны людям - как для общественных, некоммерческих, так и для коммерческих целей.

В идеале, по мнению Бегтина, эта информация должна быть организована по принципам LOD (связанные открытые данные), позволяющим проводить автоматическую обработку больших объемов разнородных данных. А для этого ведомствам необходимо выработать и использовать единый стандарт их публикации.

Участники круглого стола пришли к выводу, что необходимо на федеральном уровне установить нормативно-правовое регулирование процесса раскрытия информации госорганами. Задача эта непростая - ведь сейчас в законодательстве отсутствуют даже сами понятия открытых данных и машиночитаемости. Поэтому к выработке соответствующих норм, определению приоритетов открытия данных и форматов их предоставления необходимо максимально привлекать как экспертов, так и конечных потребителей информации – граждан, представителей бизнеса и разработчиков.

По итогам мероприятия рекомендовано включить вопрос открытости государственных данных в повестку работы экспертных и общественных советов при правительстве РФ и органов власти.

Кроме того рекомендовано создать межведомственную рабочую группу в составе представителей Минэкономразвития, Минкомсвязи, Открытого правительства и российского бизнеса для оперативного реагирования на запросы общества в области открытых государственных данных и проблемы их получения.

Подводя некоторые итоги обсуждения, хочется отметить, что буквально за год в России произошел колоссальный рывок в области открытых данных. Если еще год назад эксперты и гражданские активисты вели борьбу за само раскрытие государством имеющейся у него информации, то теперь уже главным вопросом повестки дня является вопрос как эту раскрываемую информацию подавать. А значит, борьба была небесполезной.

Холина Евгения
читайте также
События
#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой
Декабрь 8, 2014
Руссо Максим
События
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День пятый
Ноябрь 30, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).