Вчера в Центральном доме журналиста демонстрировали совершенно понятный пессимизм (впрочем, с оговорками) и плохо объяснимый оптимизм. С разницей меньше чем в час (причем первому мероприятию было далеко до финиша) здесь прошли круглый стол «Годовщина политической реформы Владимира Путина. Некоторые итоги борьбы с демократией и федерализмом» и пресс-конференция инициативной группы по выдвижению Михаила Ходорковского кандидатом в депутаты Госдумы. Мероприятия совпали не только во времени и пространстве, но частично, если можно так сказать, и по «человеческому фактору»: так, Людмилу Алексееву и Бориса Надеждина можно было видеть на обоих.
Пожалуй, неожиданно резким стало только заявление лидера СПС Никиты Белых, который сказал: «Год назад борьба с демократией перешла в открытую фазу». По его словам, общество после Беслана ожидало острых радикальных мер. «Обществу нужен был враг, и главным стала демократия», - подчеркнул Белых. Тем не менее, он выразил уверенность в победе демократических ценностей и возвращении выборности глав регионов, отметив, что если этого не произойдет при нынешнем президенте, то обязательно произойдет при следующем.
Сдержанный оптимизм в этом зале продемонстрировал, впрочем, и директор Высшей школы экономики Евгений Ясин. По его словам, для демократических сил даже через год после принятия так называемого «бесланского пакета» законопроектов, главным из которых стал документ о назначаемости губернаторов, не все потеряно. Власть, считает Ясин, убеждает народ в том, что он не дозрел для демократии. В ответ на это «следует обратиться к простым людям» и убедить их в том, что это не так и подлинная демократия – единственный путь развития России.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, со своей стороны, отметила, что за год «общество кое-чему научилось», - люди готовы сами решать свои проблемы. По ее словам, особенно ярко это стало заметно на примере благовещенских событий, когда правозащитникам удалось убедить несколько десятков пострадавших подать заявления об избиениях.
Профессор географического факультета МГУ, эксперт фонда «Открытая Россия» Леонид Смирнягин, излагая свое видение эволюции российской власти за истекший год, заявил, что, поскольку вся полнота ответственности за происходящее в стране переносится на федеральную власть, на местах руководство теряет легитимность. «Нельзя делать ставки на человека, который завтра может быть сменен», - заявил он, комментируя назначение губернаторов. Опасность, однако, еще и в том, что ответственность переносится «на тот уровень власти, который именно в Беслане показал свою несостоятельность». В результате власть одерживает тактические победы, но при этом терпит крупное стратегическое поражение.
Со Смирнягиным отчасти согласился эксперт Московского фонда Карнеги Николай Петров, по словам которого, «из физики известно: чем выше центр тяжести, тем менее устойчива система». Назначенные губернаторы – это уже совершенно другие люди, даже в тех случаях, когда назначают ранее избранных; они функционируют совершенно по-другому, считает эксперт, и система не дает возможности развернуться даже самым умным людям.
На общую же особенность России обратил внимание председатель фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров, не без юмора отметивший, что здесь «на судьбу отдельного заключенного всегда обращают больше внимания, чем на судьбу страны в целом», - по поводу того, что основная масса журналистов перекочевала в другой зал, где собралась инициативная группа по выдвижению Михаила Ходорковского. Иван Стариков озвучил уже известные цифры (по его словам, 30% избирателей округа намерены поддержать Ходорковского), Ирина Хакамада сказала, что власть сделала из экс-владельца ЮКОСа такую фигуру, вокруг которой оппозиция просто вынуждена объединиться. Еще один «тяжеловес» группы – Эдуард Лимонов – на встречу не явился: по словам его представителя, лидер НБП опасается покушений и каждый его выезд из дома «превращается в спецоперацию» (ранее этими же соображениями Лимонов мотивировал невозможность прочитать лекцию на «Полит.ру»).
Журналисты пытались обострить дискуссию, но Сергей Доренко доказал, что старый телекиллер борозды не портит. В ответ на вопрос одного из журналистов, предположившего, что группа поддерживает Ходорковского из соображений собственного пиара, Доренко немедленно перешел в контратаку вопросом:
- А может, Вашего пиара? Вы не представились, Вас как зовут?
(журналист представляется) – Поздравляю, Вы прославились!
Этим встреча, по большому счету, и закончилась; совсем под занавес Людмила Алексеева, со своей стороны, заявила, что ей «пиар нужен, как рыбе зонтик».