В Германии открылась Франкфуртская книжная ярмарка, на открытие прибыла бундес-канцлер Ангела Меркель, которая на днях объясняла своим избирателям, что авторскому праву есть место и в Интернете. Для Меркель вопросы авторского права - не праздные. Одной из основных интриг последних парламентских выборов в Германии стала не борьба ведущих политических партий (закончившаяся победой Ангелы Меркель и ее партийного блока ХДС/ХСС), а 2% голосов, которые получила Партия пиратов, иначе партия «цифровой революции» и свободного распространения информации. В июне на выборах в Европарламент «оранжевые» набрали в Германии почти четверть миллиона голосов (0,9%). За три месяца их популярность выросла в два раза, а численность партии в девять раз. Первая пиратская партия была создана в Швеции в 2006 года, и за нее на выборах в Европарламент проголосовали 7% шведских избирателей.
Успех европейских борцов за свободное распространение информации показывает, что данная проблема уже вышла далеко за пределы профессионального сообщества и стала весомой частью политической, экономической и социальной жизни современного общества. Возможности новейших технологий по копированию и передаче информации вступили в острое противоречие с тем, что понимается под «авторским правом», а также начали заметно подрывать интересы бизнеса, существующего за счет эксплуатации "авторского права".
Авторское право появилось в истории человечества сравнительно недавно. Первый закон об авторском праве был принят в Англии в 1710 году в правление королевы Анны, так называемый «Статут Анны». Закон, принятый британским парламентом, защищал права авторов книг, карт и чертежей на протяжении 14-ти лет. После истечения этого срока автор имел право продлить его ещё на 14 лет. Регистрация авторского права производилась в судах. В 1886 году было подписано первое полномасштабное международное соглашение о защите авторских прав − Бернская конвенция. Европейские страны договорились создать единую процедуру регистрации авторских прав, а не регистрировать копирайт в каждом отдельном государстве. В 1897 году стало запрещено исполнять без разрешения автора музыкальные произведения.
На новый уровень противостояния борьба вокруг авторского права вышла с появлением электронных библиотек и торрент-трекеров. В настоящее время самая крупная битва мирового масштаба ведется вокруг цифровой библиотеки компании Гугл. Существует много онлайновых магазинов, которые занимаются оцифровкой книг, но только с разрешения правообладателей. Google же оцифровала и выложила в сети около 10 млн книг и журналов из университетских библиотек США, сделав тем самым колоссальный подарок интеллектуальной публике во всем мире. Проблема бумажных книг в том, что купить книгу старше двух-трёх лет практически невозможно, потому что они, за редким исключением, перестают интересовать издателей. Также не может найти читатель так называемые «книги-сироты» (orphan books). Так называют книги, срок действия авторского права которых по закону ещё не кончился, но в силу запутанности законодательства и относительной давности лет найти обладателя прав на эти книги очень трудно или невозможно.
На Google Books подали в суд американская Гильдия авторов и Ассоциация американских книгоиздателей, но компании удалось достичь с ними мирового соглашения, выложив 125 млн долларов на проект некоммерческой организаци Book Rights Registry, в обязанности которой будет входить решение конкретных вопросов по авторским правам на распроданные книги и «книги-сироты». Другой удар по Google Books нанесли европейцы. Против Google выступили сначала издатели в Германии, а затем во Франции, в результате чего из открытого доступа было удалено 3 млн европейских книг. Сейчас в США идет процесс против Google по иску компаний Amazon и Microsoft.
Создатели шведского торрент-трекера «Пиратская бухта» (The Pirate Bay) летом нынешнего года были приговорены судом первой инстанции к тюремному заключению и штрафу, что лишь подогрело симпатии к ним рядовых пользователей.
Пользователи сети однозначно выступают за ограничение авторских прав, но лоббистские возможности крупнейших правообладателей пока берут верх, причем порой в вызывающих формах. В 1998 году в США Конгресс принял так называемый «Закон о Микки Маусе», который впервые в истории продлил еще на 20 лет права компании Disney и ряда других на произведения с истекающим сроком копирайта. В 2003 году это решение подтвердил Верховный суд США. Стивен Брейер (Stephen Breyer), один из двух членов Верховного суда, проголосовавших против, писал: «Легко понять, насколько этот закон выгоден частным финансовым интересам корпораций или наследников. Но я не вижу никакого конституционного обоснования тому, что этот закон хоть чем-то может быть полезен обществу».
Ужесточение авторского права вызывает обратную реакцию, все больше людей тратит силы и время на создание свободных от копирайта ресурсов. Наиболее известные примеры: операционная система Linux; свободная энциклопедия Википедия, которая, кстати, похоронила аналогичный платный проект энциклопедии Encarta компании Microsoft; браузеры Opera и Firefox, большинство ресурсов Google и, конечно, всевозможные файлообменные сети.
В России большую популярность получили свободная библиотека Мошкова, Рутения и ряд других образовательных проектов, которые также сталкиваются с проблемой авторских прав. «Распространение на научные издания законов о копирайте, разработанных для защиты интересов медиакорпораций в области кинематографа и звукозаписи, – это преступное ограничение свободы доступа к научной информации. Например, в исторической сфере это ведет к невозможности нормально излагать в интернете события XX века – большая часть трудов и сборников документов по его истории заблокированы копирайтом на десятилетия» − считает президент АНО «Руниверс» Михаил Баранов (проект Руниверс посвящен русской истории и культуре. Недавно на портале появились энциклопедия Брокгауза и Ефрона в 86 томах, три дореволюционные военные энциклопедии (в 14-ти, 8-ми и 18-ти томах), «Собрание Трактатов и Конвенций, заключенных Россией с иностранными державами» (в 15 томах)).
Сегодня ряд вузовских библиотек не имеют права переводить в электронный формат книги и журналы, министерство предлагает им покупать электронный контент у коммерческих фирм-правообладателей. «А как нам быть, если по нашей узкой специальности физической культуры и спорта коммерческие фонды вряд ли когда-либо вообще появятся?» − задается вопросом директор библиотеки Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Татьяна Медзяновская.
Порой меркантилизм правообладателей переходит все границы этики и здравого смысла. В конце прошлого года Российское авторское общество (РАО) потребовало удалить с сайта Ruthenia.ru тексты песен Александра Галича из предназначенной для специалистов и студентов антологии "Русская поэзия 1960-х" гг. Хотя редакция удалила тексты из открытого доступа, РАО намерено доказать в суде материальный ущерб, якобы причиненный "Рутенией" наследникам поэта, в сумме 1 360 000 рублей (Пресненский суд 12 октября снизил сумму иска до 150 тысяч рублей, ответчики подадут кассационную жалобу).
Осенью 2007 года был запрещен фильм Андрея Панина «Внук Гагарина», как незаконно использующий в сюжете имя первого советского космонавта. «Хорошо, что наследники лейтенанта Шмитда никогда не запретят роман Ильфа и Петрова», - комментировали событие блоггеры. Лицензионное соглашение, сопровождающее электронную версию книги «Алиса в стране чудес», выпущенной компанией Adobe, запрещает копировать любые куски текста, распечатывать его, давать его кому-либо почитать и даже зачитывать купленную книгу вслух. За нарушение - тюрьма. По нынешним законам преступления против авторских прав каждый день совершают все пользователи сети и почти все покупатели книг и дисков.
Механизмом защиты права авторов на свободное распространение своих произведений от любых попыток наложить на них коммерческую лапу может стать распространяемая, пока в основном среди программистов, идеология «копилефт». Идея сopyleft в том, что каждый, кто распространяет программное обеспечение, как с изменениями, так и без них, не вправе ограничивать свободу ее дальнейшего распространения либо модификации. Автором концепции и движения свободного программного обеспечения считается американский программист Ричард Столлман. Пока официальное законодательство не признает лицензии копилефт, но когда-нибудь такое непременно случится, потому что нельзя бесконечно сопротивляться прогрессу.
Противники копирайта считают, что заменить авторское вознаграждение в случае особо важных творческих работ, например, по созданию новых лекарств, должно государство, а в остальных случаях создатели могут рассчитывать на добровольные пожертвования тех, кому произведение понравилось. По такому принципу уже действует проект Kroogi, который предложил "нравственную модель распространения авторского контента, не ущемляющую ничьи интересы - место встречи публики и творцов. Музыкант загружает свой музыкальный материал и позволяет пользователям прослушивать и скачивать его бесплатно, в то же время предоставляя слушателям возможность добровольно вознаградить музыканта". Кстати, на таком же принципе обмена контента на добровольные пожертвования со времен основания человечества существуют все религии.
Пока файлообменные сети и электронные библиотеки уживаются с правообладатели, соблюдая принцип − по первому требованию правообладателя контент удаляется из ресурса. По словам Игоря Петрова, администратора трекера torrents.ru, входящего в десятку крупнейших европейских трекеров, «по просьбам правообладателей» с трекера было удалено менее 1% ссылок на раздачи. Если же на законодательном уровне будет запрещено пользование файлообменными сетями, то, уверен Игорь, будут использоваться технологии, позволяющие обходиться без центрального сервера и шифровать передаваемую и получаемую информацию. «Тогда уже о «закрытии раздач» и «взаимодействии с правообладателями» придётся забыть навсегда. Единственным способом останется только ловить за руку каждого, кто пользуется компьютером, стоять у него за спиной и смотреть, что он качает», − говорит Петров. Вот только времена регистрации пишущих машинок и опечатки ксероксов остались так далеко, что возвратиться туда невозможно, как бы этого ни хотелось некоторым бизнесменам и политикам.
Сергей Воробьев