Величайший шахматист современности Гарри Каспаров уходит из профессионального спорта и будет заниматься политикой. Перед этим он блестяще выиграл турнир в Линаресе, но неожиданно проиграл в последней партии - совершив удививший всех, следивших за игрой, непонятный ход конем.
Каспаров заявил, что в будет играть в шахматы только для души, а в остальное время займется объединением демократической оппозиции. Более того, он собирается бороться за пост президента России.
Конечно, всех любителей шахмат это заявление дико расстроило. Когда уходит какой-нибудь Сампрас, понятно, что у него просто в боку колет, он уже не может бегать по поляне - что тут грустить. А шахматы все-таки искусство, так что конечно это жалко. Как если бы Псой Короленко заявил, что не будет больше сочинять песни.
С другой стороны, не очень понятно, что Каспаров имел в виду - ведь профессиональных шахмат сейчас, строго говоря, нет. Мировые шахматы представляют просто собой сеть частных турниров. Примерно три из них - как в Линаресе - серьезные. У каждого турнира свои хозяева, спонсоры. Победа в них не дает ничего, кроме денег. Нет чемпионата мира, нет общей системы розыгрыша, которая всегда была, но не без участия самого Каспарова развалилась.
Очевидно, сейчас у Каспарова уже нет стимулов продолжать. После тридцати лет самой успешной в истории шахмат профессиональной карьеры, ему уже все равно, десять раз он выиграет турнир в Линаресе или двенадцать. После того, как он проиграл Крамнику в 2000 году, Каспаров хотел доказать себе, что он по-прежнему самый лучший. Каждый год он проходил по кругу три серьезных турнира, которые он как правило выигрывал, редко-редко занимал второе место. Он с огромным отрывом выиграл чемпионат России, где играло очень много сильных шахматистов. У него лучшие результаты и лучший рейтинг. С Крамником ему сыграть не удается, потому что тот, очевидно, встречи с Каспаровым избегает.
Единственное, чего у Каспарова нет сейчас - титула действующего чемпиона мира. Но это титул мифический, потому что он не разыгрывается. Такая же ситуация, какая была после смерти Алехина. Когда Алехин умер, не было чемпиона мира, пока не договорились неким образом, все-таки разыграли, и чемпионом стал Ботвинник. Сейчас пока все-таки не могут разыграть уже много лет.
Но зная каспаровский характер, можно не сомневаться, что, если шахматы объединятся, он сразу вернется. Вообще для спортивных звезд характерно много раз уходить. Сампрас раз пять уходил, Джордан тоже. Кроме того, до следующего серьезного турнира в Вейк-аан-Зее еще год. За это время все может двадцать раз поменяться. К тому же, в последние два года Каспаров в Вейк-аан-Зее не ездил, играл только в Линаресе. Так что сейчас ему просто не отчего отказываться. Турниры - это что-то типа гастролей. Ну не сыграет в одном Линаресе, а через год соскучится и сыграет. Просто временный перерыв в гастролях.
Конечно, это заявление Каспарова не было никакой реакцией на провал с Топаловым.
Скорее всего, он уже пару месяцев назад решил, что ему надоело. Политика его занимает довольно сильно, он хочет дописать свою суперкнигу про великих шахматистов прошлого и начать еще одну про параллели между шахматами и жизнью. Но ему хотелось выехать в Ленарис, на самый престижный турнир, чтобы поставить жирную точку. За два тура до конца, он понял, что турнир выиграл. Поэтому он впервые на всеобщей памяти, играя белыми с Анандом, очень быстро согласился на ничью. Такого никогда не было. С Топаловым он тоже был уверен в ничьей - и зеванул как перворазрядник. Совершенно детская ошибка, элементарная, которую не допустил бы никакой квалифицированный шахматитст. Ну как Шумахер нарушил правила дорожного движения. Просто элементарного затмение. Таких ошибок, он по-моему, вообще никогда в жизни не допускал. И наверное, потому, что знал, что это его последняя партия, разволновался и зеванул. Даже букмейкеры, которые не особенно в шахматах разбираются, тут же сообразили, что все, безнадежная позиция. А Каспаров уверенно шел на нее, будто там ничья. И тут же сдался - когда прошел морок.
Трагедии тут нет, потому что в шахматах важны турниры, а не матчи. Но, конечно, смешно что тут он допустил, может быть, самую глупую ошибку за свою карьеру.