Негосударственный информационный портал ЖКХ «Руквартал», стартовавший месяц назад, - это комбинация онлайн-сервисов, работающих на основе открытых данных. Помимо собственно технического решения практических задач, у него есть бизнес-модель, которая обусловливает возможность его дальнейшего развития в качестве бизнеса. В этом смысле он выгодно отличается от многих проектов на открытых данных, разрабатываемых сугубо в рамках хакатонов и конкурсов и затем фактически прекращающих свое существование. Кроме того, это пример негосударственного сервиса, который тесно связан со сферой госуслуг.
Портал включает в себя множество возможностей для получения информации по ЖКХ и выяснения подробностей об управляющих компаниях. Там же предлагаются рейтинги управляющих компаний/ТСЖ, учебных заведений, уровня преступности регионов. Кроме того, портал представляет данные о конкретных домах: о времени их постройки, этажности, состоянии, материале и т.п. Но это только его часть его функционала.
Помимо аккумуляции и структурирования общей информации, портал также предлагает возможность подключать к нему дома. В этом случае жильцы получают возможность взаимодействовать со своей управляющей компанией и между собой, а также вносить показания счетчиков и (в перспективе) оплачивать счета через личный кабинет. Это упрощает работу управляющих компаний по сбору показаний. Наконец, там же можно узнать контакты диспетчерской или оставить заявку с вызовом сантехника или электрика.
Разумеется, «Руквартал» - не единственный портал, предлагающий площадку для связи между жильцами и ЖКУ. Есть, например, проекты «Домосайт» и «Квартировод». Разница в том, что каждый из сервисов, помимо базовых услуг по сбору показаний счетчиков и размещения информации об управляющей компании, предлагает свой набор дополнительных возможностей. Кроме того, они различаются по тому, за что именно, с кого и в каком размере взимается плата. В частности, такие сервисы обычно берут с управляющих компаний деньги за размещение страницы, создание личного кабинета и прием заявок.
Специфика «Руквартала» в том, что все базовые сервисы (в том числе сайт дома, личный кабинет, диспетчеризацию заявок, сбор показаний счетчиков, форум и мобильное приложение) он предлагает бесплатно. Платные услуги начинаются с того момента, когда компания хочет сделать себе отдельный домен, подключить SMS-уведомления, сделать доступной оплату онлайн и т.п. А главным источником дохода должны стать рекламодатели – в первую очередь, имеется в виду целевая реклама по месту расположения. Это могут быть, например, агентства недвижимости или фирмы, занимающиеся заменой дверей и окон.
В настоящий момент команда «Руквартала» состоит из двух человек. Руководитель проекта – Михаил Гарбузенко. Он также занимается дизайном, маркетингом, аналитикой и отчасти разработкой. Главный разработчик портала – Алексей Ромашов.
Пока сервис работает только в Пермском крае. Сейчас там подключено 13 000 домов. 22 из них с декабря будут собирать показания счетчиков через «Руквартал». Что касается сбора показаний, «задумка очень простая, - объяснил Михаил Гарбузенко. – Пользователь в период с 20 по 25 число каждого месяца подаёт показания в личном кабинете, а 26 числа система блокируется для ввода показаний, формируется excel файл и автоматически отправляется в управляющую организацию по почте. Электронные адреса всех управляющих компаний у нас есть, соответственно эту услугу мы можем запустить сразу по всей России».
Гарбузенко также сказал, что уже в ближайшие дни будет запущен сервис для Удмуртии. Затем на очереди Санкт-Петербург и другие регионы. «Для интриги Москву мы планируем подключить в последнюю очередь, так как там есть крупный конкурент – ЖКХ Москвы. Но и этот сервис мы планируем обойти – сделав лучший форум для жильцов с возможностью голосования для принятия важных решений по дому».
Данные, на которых работает портал, берутся из самых разных источников. В их числе API базы сайта «Реформа ЖКХ», API проекта «Госзатраты», Портал открытых данных Пермского края и другие. Из «Госзатрат» собственно взяты данные для раздела «Maperm», где на интерактивной карте представлен топ-1000 самых дорогих (от 1 млн. рублей) госконтрактов Пермского края.
«Мы долго штурмовали идеи, как использовать открытые данные с пользой для общества, - рассказал Гарбузенко. – Ранее мы уже работали с открытыми данными над проектом maperm.ru и на этот раз мы хотели сделать что-то по-настоящему полезное, а не просто проект на "один раз посмотреть".
Мы свели вместе две идеи – обычный сайт для дома и открытые данные с сайта “Реформа ЖКХ”. В итоге зародилась идея создать миллион сайтов для каждого дома России. Далее мы долго общались со знакомыми, коллегами, родственниками, пытаясь узнать, какие сервисы были бы им полезны на сайте их дома. После нескольких недель поиска сайт приобрел форму и мы начали собирать данные с разных источников (сейчас их более 10)».
Помимо того, что уже создано, организаторы портала собираются разрабатывать новые сервисы. «Планов очень много, - сказал Гарбузенко, - в том числе самые смелые. Один из дополнительных сервисов – это анализ качества жизни в каждом доме в зависимости от расположения, параметров дома, экологии района, и объектов инфраструктуры. Ключевым показателем оценки качества жизни в доме будет цена квадратного метра квартиры. Далее мы будем анализировать объявления о продаже квартир и оценивать, завышена цена на квартиру или занижена.Также мы планируем запустить доску объявлений в доме по типу сервиса Avito, доступную жильцам данного дома и домов по соседству. Также в ближайшее время мы выпустим первую версию мобильного приложения на Android».
Кроме того, разработчики пытаются подключить к сервису информацию об участковых. В какой-то мере это уже удалось сделать, однако здесь проблема в том, что таких данных в удобном для использования виде нет. Их приходится извлекать непосредственно со страниц сайта МВД и сопоставлять их с адресами и кодами улиц, что затрудняет процесс.
Гарбузенко также отметил, что разработка проекта ведется с участием фокус-группы, в которую в настоящий момент входят две управляющие компании и ТСЖ. Они выступают в качестве экспертов, которые проверяют и утверждают сервисы.
«Нам в проекте “ГосЗатраты” очень приятно, что наши данные используются, и особенно интересно что такие проекты появляются. Очень надеюсь что скоро будет доступна и правоохранительная статистика, и коллеги смогут использовать и её для решения своих задач», - прокомментировал Иван Бегтин, специалист по открытым данным и руководитель АНО «Инфокультура».