будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 18, 2025
События

Русская Византия. Круглый стол

Русская Византия. Круглый стол
ks_1a
Д. Ицкович. А. Муравьев. А. Найшуль

Участники: Дмитрий Ицкович, Алексей Муравьев, Федор Успенский, Дмитрий Афиногенов, Павел Уваров, Александр Немировский, Алина Багрина, Алексей Козырев, Борис Долгин, Леонид Блехер.

Редакция "Полит.ру", 27.03.2012

Д. ИЦКОВИЧ: Добрый вечер! Итак, существует довольно старый запрос, чаще и глубже всех у нас его формулирует В.А. [Найшуль], на обсуждение темы Третьего Рима. Смысл его более или менее понятный, но обсуждать его мешают разные причины. Понятно, что есть общее, есть различия, различия как-то должны быть сформулированы. Мы смотрим на происходящее и пытаемся интерпретировать его по-разному. Есть одна из перспектив, которую мы попытаемся не только интерпретировать, но и прогнозировать, пытаться действовать в рамках этой перспективы. Можно считать ее парадигмой. При этом если зажмуриться и лечь под одеяло, понимаешь, что она страшна. Снимаешь одеяло, смотришь глазами - и понимаешь, что она практически не работает. Ну или почти не работает.

Есть гипотеза, что все плохо работает ровно потому, что эта парадигма плохо учитывается. Наша задача - переинтерпретация. Надо эту парадигму разглядеть и сказать: это работает, а это не работает. Понятно, что здесь нужен эксперимент: есть вещи, которые будут показательны. Должен быть раздел, который постоянно мониторит относимые к этому вещи, как из профессиональной среды, так и из публичной или научной или общественной. Нужно, чтобы это было сфокусировано, чтобы мы могли этим разделом, с одной стороны, наполнять это "смысловое место", с другой стороны, эти события, новости, публикации монтировались как принадлежность к данной проблематике. Есть у этого, мне кажется, и временная проектная задача, потому что у этой темы есть некоторая мощность наполнения, в математическом смысле.

А. МУРАВЬЕВ: Наш сегодняшний разговор и дальнейшее обсуждение темы в рамках проекта "Русская политейя" будут строиться вокруг темы исторической преемственности политического и шире – идейного пространства России. Это пространство мы привыкли видеть очень одномерным и краткосрочным. Одномерным в том прогрессистском смысле, что мы идем от средневековой дикости к европейской культурности, и краткосрочным – в том смысле, что мы идем туда только последние триста лет, да и то с трудом и перерывами. А что если это не так?

Из за доминирования такой модели мы постоянно выводим Россию из Западной Европы 18-19 вв. И сравнивая, стремясь в Европу, тоже выводим. Россия – это как Германия или Франция, только большая и нелепая. На протяжении трехсот лет эта генеалогия работала в политике, в культуре, в науке, в литературе за счет игнорирования нашей русской культурной архаики. В результате к концу 19 в. в результате разных социальных процессов многое в политике, способе мышления и культуре стало с неимоверным трудом втискиваться в западно-европейскую парадигму, скрепы стали разъезжаться. Дальнейшее втискивание России в парадигму европейского развития закончилось революционным экспериментом (в котором марксизм был связкой с вышупомянутой моделью Россия – страна Запада) и социальными потрясениями.

Давно нет советского государства, в университетах и лабораториях изучаются разные модели социологии и политологии, а наша действительность по-прежнему описывается на гибридном западническом языке. Но самое интересное, что в глубине социального поведения людей этот гибрид отторгается, в частности, тем, что модели, созданные на нем, неэффективны, жизнь ведет себя не так, как должна. Надо попытаться деконструировать этот гибридный язык и выяснить как феноменальную основу, укорененную в истории, так и набор мифологем, более адекватный ей.

Вспомним, что рядом с этой западнической моделью у России была еще одна, материализованная в условном понятии Древняя Русь, русская старина. В век Просвещения эта генеалогия была не очень в чести, ее стихийным носителем оставался народ. Не в его ли понимании у России была общенародная генеалогия, возводящая ее через русскую старину к византийскому истоку? Мне кажется, что эта генеалогия - она же и перспектива, и даже, если приложить некоторые усилия, - стратегия развития и государственного строительства. Это начала осознавать русская интеллигенция и особенно великая русская литература, но привычка к старым лекалам и европейский революционный задор не дали развернуться этому найденному смыслу в полноценную программу.

Важный аспект этого поиска – культурный исток Руси, Византия. Но Византия в русском самосознании амбивалентна. С одной стороны, это греки русских преданий, богатырь Святогор, лики византийских икон, древнее столповое церковное пение, а с другой – потуреченные греки, сломленные константинопольской катастрофой 1453 г., становящиеся западной Европой и в таком своем качестве несущие косвенный ответ за трагический русский разлом 17 в.

С одной стороны, политика России, оставаясь по ряду своих параметров византийской, стала теперь осознавать себя в категориях Западной Европы. С другой стороны, культурная и религиозная сфера застряли между звучащей сверху директивой покончить с дикостью, русской стариной и зашитой в ней византийской традицией и внутренними фундаментальными основаниями, заложенными этой самой стариной. Россия петербургская не смогла преодолеть этот конфликт, дальнейшая история только усугубляла его, и выходит, коллапс 1917-20 гг. оказывается связанным с "неправильным подключением" России к Европе. Данилевский называл это европейничаньем.

Дуальность здесь кажущаяся, Византия – синтезирующая среда. Византийская природа русской политии на самом деле ставит ее не в антагонистическое отношение к западной Европе, а в отношение равноправного партнерства и взаимообогащения. Не в этом ли главный ресурс хода и одновременно доказательство бессмысленности чисто национального, партикуляристского понимания задачи, которая стоит перед Россией? Может, она не в том, чтобы стать западноевропейской страной, а в том, чтобы вернуться к выполнению византийской программы, заложенной в первые века Киевской и затем Московской Русью, осознанной в централизованном Московском царстве как Третий Рим и прорывавшейся в политике и культуре петербургского периода несмотря, а то и вопреки эксплицитным западноевропейским ориентирам?

Спасибо.

(продолжение следует)

читайте также
События
#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой
Декабрь 8, 2014
Руссо Максим
События
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День пятый
Ноябрь 30, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).