14 декабря в Центральном Доме журналиста в Москве состоится выступление режиссера фильмов «Ликвидация» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка.
Накануне выхода на экран его новой работы, экранизации шолоховского «Тихого Дона», режиссер дал интервью Катерине Гордеевой для интернет-издания «Медуза». В рамках проекта «Полит.ру» ProScienceТеатр предлагаем вниманию читателей самые интересные моменты этого интервью.
Решение снять картину по роману, который уже неоднократно экранизировали, Урсуляк объяснил давней любовью к нему и тем обстоятельством, что на «Тихом Доне» сошлись его личные интересы и интересы канала. «Разумеется, я не задавался целью посмотреть принципиально не так, как Герасимов или как Бондарчук. <...> Я просто хотел это снять так, как мне хотелось бы это снять, не больше и не меньше», — сказал он.
По словам режиссера, он подходит к роману Михаила Шолохова как к истории общеловеческой, не сводящейся к особенностям жителей Придонья, и не хотел бы, чтобы его работу воспринимали только как фильм о казачестве. «Мне кажется, проблематика романа шире. По мне, так это история общечеловеческая, то есть — гораздо большего размаха», — объяснил режиссер.
С его точки зрения, важно и то, что все участники событий были людьми разными, хотя их и объединяло их общее для казачества обостренное чувство личной свободы и независимости.
Он уточнил, что, подбирая исполнителей ролей для фильма, не стремился к их абсолютному внешнему тождеству с описаниями героев романа. По словам Урсуляка, после некоторого количества попыток найти нужные типажи и пришедшего понимания, что фактически ему придется выбирать между типажом и способностью сыграть роль, он решил предпочесть внутреннее содержание внешней точности.
«Конечно, моя Аксинья — не дурнушка. Но, может быть, она не вполне соответствует описанию Шолохова — и я, конечно, жду, как к этому станут придираться. Конечно, я не предполагал и не брал на роль Григория Мелехова курносого мальчонку. Вернее, я взял-то курносого мальчонку, но нос ему пришлось приделывать и клеить, потому что хоть какое-то соответствие должно быть», — прокомментировал тему кастинга режиссер.
Говоря о предстоящем выходе фильма в прокат и возможной реакции публики, Урсуляк признался, что у него нет никаких конкретных ожиданий на этот счет. По его мнению, проработав в кино достаточно долго, он уже не будет удивлен или обижен никакой реакцией публики, и только одно может его серьезно огорчить — массовое равнодушие с картине.
«Я совершенно точно знаю, что я снял ровно так, как хотел снять. Мне так дали снять, я так снял, а лучше я не могу, потому что Бог мне дал вот столько, и вот это «столько» я использую на все сто. Единственное, что меня может расстроить в связи с премьерой «Тихого Дона», — это массовое равнодушие. Меня расстроит, если это будет просто неинтересно никому, а если они будут ругаться, кричать, что я не в те рубашки их одел, то это не страшно», — заявил он.
Урсуляк признал, что никогда не претендовал на роль «главного большого режиссера» современности или «главного большого представителя российского кинематографа» за границей. По его словам, он четко понимает, что его возможности ограничены одной страной.
«Это не хорошо и не плохо, просто я это понимаю. И когда я слышу, что кто-то, например, хочет получить «Оскара», я понимаю, что как, ни странно, это никогда не было для меня целью. Никогда», — сказал он.
И добавил: «Я про себя точно знаю, что мне не дано быть интересным тем, кто не понимает жизни моей родины. Приведу пример: фильм «Ликвидация», который знают в России все, не куплен ни одной заграничной страной кроме Израиля. <...> Просто «Ликвидация» — это история, которая понятна только тем, кто жил или живет здесь, а больше там ничего и нет. Там нет детективного сюжета, который мог бы быть интересен жителю Франции или Англии. Там сюжет — вообще не главное. Это фильм про людей, а понимать этих людей и чуять их можно, только когда ты живешь здесь, или жил здесь, или вообще отсюда».
При этом, пояснил режиссер, он не считает свой подход противоречащим знаменитой поговорке Суворова «плох тот солдат, который не желает стать генералом». «Генерал ведь не тот, кто получил «Оскара». Генерал — тот, кто реализовал свои возможности. И вот тут обычно человек спотыкается. Потому что это очень важно понять, какие возможности тебе даны», — убежден он.
По оценке режиссера, по самому «способу рассказа, по своему нутру» он не выходит за пределы «здесь», за пределы российской аудитории. Именно этим обстоятельством он объясняет и свой уход на телевидение: на такой шаг он решился как раз потому, что я хочет быть понят здесь, на родине, и хочет именно здесь «рассказывать свои простые истории на своем языке».
Кроме того, по его словам, телеаудитория стала для него, долгое время переживавшего из-за того, что все его фильмы имели только «узкофестивальное, кинотусовочное значение» и смотрели их только в залах человек на двести, подобием огромной советской аудитории его мечты. «Я же вырос на советском кино, я об этом мечтал. Так что пока меня не выкинут из телевидения, или пока я не пойму, что не могу больше делать то, что я хочу, буду пытаться работать именно там. И именно так», — объяснил он.
Выступление Сергея Урсуляка состоится 14 декабря в Центральном Доме журналиста по адресу: м. Арбатская, Никитский бульвар, д. 8а. Начало в 20:30.
Перейти к заказу билетов