Украина: Спикер Яценюк объявил о роспуске парламенской коалиции, которую составляли фракции БЮТ (Блок Тимошенко) и НУНС ("Наша Украина" – "Народная Самооборона"). Если ли тут новизна? Нет, новизны нет, это чисто формальное действие. 10 дней назад фракция НУНС подала спикеру заявление о выходе из коалиции с БЮТ. Теперь, через положенные по регламенту 10 дней, заявление было оглашено, что и закрыло тему этой коалиции. Новость разве что в том, что НУНС примиряться не захотел. Так никто особо и не ждал.
Нельзя даже сказать, что коалиция рассыпалась после того, как БЮТ вместе с Партией Регионов проголосовали за весьма антипрезидентские законы, что и стало причиной выхода НУНС из коалиции. Коалиция сама по себе фактически не существовала еще с весны: после того, как оттуда вышла пара депутатов, для большинства перестало хватать голосов. Так что кругом рутина и ничего принципиально нового.
Теперь либо за 30 дней составляется новая коалиция, либо перевыборы, вот и вся интрига. Более вероятен второй вариант, в Раде 5 фракций, как их не прикладывай друг к другу – составляются плохо. Идут, как положено, переговоры "всех со всеми", предлагается все, что угодно. Например, коалиция БЮТ, НУНС и Блока Литвина. не исключались варианты коалиции БЮТ и ПР, НУНС и ПР, а также ПР, БЮТ, БЛ и КПУ. Но коалиция НУНС и ПР невозможна для сторонников президента, а вариант БЮТ, ПР, БЛ и КПУ делает маргиналами НУНС, а тогда маячат уже и досрочные президентские выборы.
Что до варианта БЮТ, НУНС и БЛ, о котором даже заговорили как о решенном деле, то очень он сомнительный. Еще год назад, когда шли разговоры о возможности подключения БЛ к коалиции НУНС и БЮТ, В.Литвин такой вариант отрицал. От заявлял, что БЛ готов участвовать в создании коалиции, а вот подключаться к уже существующей не намерен. Нюанс понятен: в первом случае предполагается участие Литвина в составлении коалиционного соглашения. Значит, по логике, если сейчас делать такую коалицию, то все надо писать заново, а тогда со стороны НУНС неминуемо возникнет вопрос по поводу законов, которые были приняты совместным голосованием БЮТ и Партией Регионов. Собственно, тут даже принципы Литвина не при чем, НУНС в любом случае будет требовать откреститься от этих законов, а БЮТ на это не пойдет.
Могли бы закрепить свои ситуационные (на голосованиях) отношения ПР и БЮТ, но они этого делать, вроде бы, не станут. Согласно одному из "сливов" БЮТ, причина в том, что "Партия Регионов оказалась неготовой голосовать уже подготовленный весь пакет законопроектов перехода к парламентской республике". Последующий, еще более глубинный инсайд извещал, что данный факт означает, что Януковичу не удалось побороть внутри партии Ахметова. Это, в свою очередь, предполагает наличие какой-то даже иррациональной привязанности Р.Ахметова к В.Ющенко, поскольку тот реальным политическим игроком уже не выглядит. Его последний президентский рейтинг - 6%. Но Ахметову вообще свойственно терпение – вот же Луческу, несмотря на провалы последнего времени, все еще главный тренер "Шахтера". В России, например, его бы за это время уволили уже раз десять.
Вообще, если о перспективах Ющенко, то в чем-то прав был спикер Яценюк, заявивший пару дней назад о том, что Ющенко, Янукович и Тимошенко имеют равные шансы победить на выборах президента. Учитывая рейтинг Ющенко, мнение выглядит странно, но Яценюк это объясняет просто, но в этой простоте присутствует определенная логика: "Украинцы за два дня могут поменять свое мнение. Поверьте мне". Но вот другое дело, в каком состоянии политики придут к началу предвыборной фазы. Тут больше значат не эти ющенковские 6%, а то, что, согласно тому же опросу, 72,5% считают, что ему не следует баллотироваться на второй срок. То есть, предвыборная кампания может изменить многое, вот только на нее еще надо суметь "отобраться".
Так что теперь есть 30 дней на формование коалиции, успех чего сомнителен, а затем – очередные внеочередные. Тут вопрос: что будет с Кабмином и премьером Тимошенко? История сложная, но с ними все будет хорошо. Да, в "Регламенте коалиции" имеется пункт 13.2., согласно которому "прекращение деятельности Коалиции имеет следствием подачу заявлений об отставке Премьер-министром Украины и Председателем Верховной Рады Украины". Яценюк-то заявление уже написал, а вот деятельность Правительства регулируется еще и Законом "О Кабинете Министров", где написано, что подача заявления об отставке – право Премьер-министра. Право, а не обязанность. Никакие Коалиционное соглашение и Регламент Рады тут ничего не могут изменить. К тому же, даже заявление премьера об отставке – не отставка. Ее надо подтвердить парламентским голосованием (не менее 226 голосов). Если их нет, то Кабмин останется работать даже после роспуска Рады, до первого заседания Верховной Рады нового созыва. И даже потом он продолжит исполнять свои обязанности – до формирования нового правительства.
Так что у Тимошенко все было бы спокойно, если бы не тема регламента коалиции. Но и тут дело не в угрозе отставки, а в чисто имиджевых потерях. Разумеется, фракция НУНС устами Р.Зварыча уже заявила о том, что "в Верховной Раде ожидают, что премьер-министр Юлия Тимошенко подаст в отставку в связи с распадом коалиции". Но мало ли что там ожидают, при любом следующем наезде такого рода Тимошенко просто заявит, что инициатором распада коалиции был НУНС, так что к ней эти дела не относятся. Ну а если НУНС будет выводить из правительства "своих" министров, то ведь у каждого министра найдется заместитель.
В общем, пока не случилось ничего такого важного, разве что дело пошло в сторону новых парламентских выборов. Но есть нюанс: после распада коалиции Рада никуда не делась. И еще целый месяц может заниматься законодательной деятельностью. Интересно же: именно к тому моменту, когда распалась коалиция, в Раде возникло реальное, пусть и ситуационное большинство ПР и БЮТ. И у него теперь есть целый месяц на принятие взаимовыгодных решений, которые легко могут изменить политическую ситуацию. К чему эта ситуация может привести, допустим, через три недели? Возможность составить новую коалицию тогда еще будет сохраняться.
И еще одна история. В российской прессе проскакивали сообщения на тему, что де В.Ющенко может осуществить некий силовой вариант. Эта история была вброшена в Киеве с неделю назад, в основном затем, чтобы зафиксировать, что общество думает и о таком развитии событий, говоря ему свое категорическое "нет". Поводом тут стало всего лишь то, что В.Ющенко немного посовещался с Генштабом, да еще и назначил проверку Внутренних войск с 15 по 30 сентября. Не слишком много, но понятно, что если большинство политических сил захочет эту тему "раскрутить", то президент рискует оказаться в изоляции. Пока он никаких "силовых действий " особо не производит, да и не очень понятно, в чем конкретно они могут выражаться.