будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
События

Владимир Гимпельсон: В московском уравнении слишком много неизвестных

Владимир Гимпельсон: В московском уравнении слишком много неизвестных
gimpelson
Владимир Гимпельсон на семинаре по стратегии развития Москвы. . Источник: Сергей Михайлов

В сентябре при участии «Полит.ру» было начато проведение экспертных семинаров, которые должны помочь выработке стратегии развития Москвы. Столице нужен долгосрочный план развития и продуманная стратегия, которая учитывала бы нужды Москвы как города, удобного для жизни, реализацию городом столичных функций и создание мирового финансового центра. Серию публикаций, посвященных стратегии, продолжает директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон.


Любой исследователь, начинающий заниматься проблемами Москвы, очень быстро понимает, что «окружён сплошными неизвестными». И пока в этом уравнении не появятся «известные» величины, оно остаётся абсолютно нерешаемым.

Столица – это, безусловно, средоточие человеческого капитала. Он должен работать не только на город, но и на страну в целом. Но пока получается так, что от того, что весь человеческий капитал скапливается в одной точке, всей стране становится плохо. Мне кажется, что логика сверхконцентрации – абсолютно тупиковая, она никуда не ведёт. Все успешные страны стремятся к децентрализации, работают над системой расселения и созданием полицентричной системы. У нас это не получается.

Расширение Москвы – это, по моему ощущению, лишь следующий шаг в продолжение этой логики суперконцентрации. Пока мне совершенно непонятно, кто там будет жить и работать, какие там будут рабочие места. Как люди смогут ездить на работу на новые московские территории с другого конца Москвы, или им всем придется поменять местожительство или работу. Всё это остаётся совершенно неопределённым и непонятным.

Следующий вопрос: насколько будет хорош с точки зрения развития человеческого капитала такой вот супергород, растянутый на десятки километров, с очень высокой плотностью населения в одной части и с неизвестной – в другой. Наконец, уже сейчас мы видим, что многие люди, которыми мы вправе гордиться, стараются обеспечить себе место жительства желательно подальше от Москвы. Насколько комфортной будет городская среда в результате развития города? Все это вопросы не риторические – для ответа на них у меня пока не хватает информации.

Между тем рост человеческого капитала – целевая функция не только для столицы, но и для всей страны. Люди должны быть умнее, счастливее, они должны лучше жить. Москву это касается в особой мере, поскольку столица –средоточие ключевых функций, политических, административных, научных, образовательных и т.д. Для их реализации нужен сгусток человеческого капитала, но это не должно идти за счет всей страны.

Человеческий капитал очень неоднороден – одни вполне довольны маленьким городом, а Москву считают только станцией пересадки. И нет ничего плохого в том, что человеческий капитал становится лучше, что все больше людей ставит себе более амбициозные задачи (и перемещается в столицу) – в это данность, от которой мы не уйдём.

Но надо понимать, что мы не можем жить только в мире культуры, науки и высокой политики. Есть еще торговля, коммунальное хозяйство, транспорт, спрос на прочие услуги. Чем лучше мы живём благодаря перераспределению нефтяных доходов и чем больше зарабатываем, тем выше спрос на разные услуги. А предоставить их может только неформальный сектор, поскольку бизнес климат для формальной экономики ужасный и вход в её осложнен. Таким образом мы сами подпитываем эту неформальную экономику и связанную с ней миграцию, с которыми потом начинаем бороться. Ведь при всём средоточии высоких и важных функций в столице есть много и такой работы, которая вообще особого человеческого капитала не требует. И если все обзаведутся высшим образованием или учёными степенями, возникнет вопрос, кто будет стоять у кассы в магазине, водить автобус, убирать улицы и тп. Так что столице нужен очень разный человеческий капитал.

Прежде всего надо понять, каким мы хотим видеть свой город. Конечно, можно говорить о глобальном городе, находящемся фактически вне страны и не принадлежащем России. В этом случае город только находится в России, а люди, которые здесь живут, принимают участие в экономической деятельности в Лондоне, в культурной деятельности - в Берлине, досуг у них где-то, и т.д. Столицы многих развивающихся стран для своей элиты именно такие. Для Москвы это в определенном смысле тоже характерно.

Поэтому стать глобальным городом как Париж или как Лондон – это для Москвы отдаленная перспектива. Когда в стране всё сверхцентрализовано, и всё стекается в одну точку, нельзя рассматривать ее в контексте того, откуда идут потоки. Эта сверхконцентрация имеет свои пределы, и в какой-то момент жить становится просто невозможно. Такая городская среда говорит человеку: здесь делать нечего – до работы не добраться, дышать нечем, воду пить нельзя и вообще по улице пройтись страшно. Но это глубоко неправильная ситуация, когда есть один очень большой город, который стремится к бесконечности и территориально, и населенчески, а вся страна при этом пустеет и деградирует.

От того, что в Москву приезжают лучшие выпускники вузов других городов, Москве, конечно, становится чуть-чуть лучше, но тем местам, откуда они приезжают, - хуже. Ведь они лишаются человеческого капитала, и их инвестиционный потенциал становится меньше. Никто не представляет себе, что должно получиться из нового расширения Москвы. Как можно говорить о стратегии, если мы не имеем даже приблизительных ответов на самые элементарные вопросы? М.Блинкин жаловался, что мы не исследуем транспортные потоки. Но ведь мы не исследуем и всего остального! У нас нет надёжной демографической статистики и статистики миграции. Мы не знаем фактическую структуру производства и занятости в Москве. Мы не знаем структуру населения с точки зрения не формальных дипломов об образовании, а с точки зрения их умений, качества человеческого капитала. Про доходы, расходы, заработки и пр я уже и не говорю. Как говорил один наш известный политик, «чего не хватишься, ничего нет». Конечно, какие-то средние цифры можно найти, но реальность средними не описывается.

Мы в целом про себя знаем очень мало – если в масштабах страны ещё какая-то статистика есть, то на уровне субъектов федерации ее гораздо меньше. И вот мы начинаем говорить о стратегии, но это как поиски чёрной кошки в чёрной комнате. А моя работа базируется на эмпирике. Ведь стратегия, чтобы не превратиться в интеллектуальные упражнения, должна учитывать реальную ситуацию. Стратегия – это вектор, направление движения, но надо понимать, к какой точке этот вектор приложен.

Текст подготовлен по материалам открытого семинара «Полит.ру», посвященного стратегии развития Москвы.

читайте также
События
#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой
Декабрь 8, 2014
Руссо Максим
События
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День пятый
Ноябрь 30, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).