будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
События

#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый. Сергей Неклюдов

#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День первый. Сергей Неклюдов
nekludov
Сергей Неклюдов

В субботу 15 ноября в лектории МУЗЕЯ МОСКВЫ на Зубовском бульваре стартовал Фестиваль публичных лекций #ЗНАТЬ. В течение семи выходных можно будет услышать лекции представителей самых разных областей знания. 

Организаторами цикла являются информационно-аналитический канал «Полит.ру» и Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Правительства Москвы.

Первую лекцию прочитал специалист по фольклору и мифологии Сергей Неклюдов.

Мифология, как рассказал Сергей Неклюдов, размытое понятие. В обиходной речи мы называем мифом что-то несомненно вымышленное. Тогда как в академическое значение термина «мифология» вымышленность не входит. Напротив, мифология какой-либо культуры – это то, что носители данной культуры воспринимают как абсолютно достоверную информацию. Но эта информация основана не на логических доказательствах, а на вере и убеждениях.

Обычно мы знакомимся с мифологией, когда в детстве узнаем греческие мифы о Зевсе, Посейдоне, Персее, Геракле, других богах и героях. В этом современный человек повторяет путь развития науки, которая свое знакомство с мифами тоже начала на древнегреческом материале. Но тут следует помнить, что греческие мифы известны нам не из собственно мифологических источников, а из литературы, из произведений античных авторов, которые использовали сюжеты мифов. Мифология существует преимущественно в устной традиции, и с такой мифологией ученые познакомились, когда европейцы столкнулись с верованиями народов других частей света.

Мифология в устной традиции не представляет собой строго определенной системы, какую можно обнаружить в традиции книжной. Передаваемым устно сюжетам свойственна вариативность, а также диалектность – различия вариантов, существующих в разных, хотя и близких местах. Лишь позднее в культуре могут появиться мифографические тексты, фиксирующие определенные варианты мифологии. В античной культуре такими текстами стали, например, «Теогония» Гесиода или «Мифологическая библиотека» Аполлодора.

Для мифологий народов всего мира свойственно разделение на мифологии высшую и низшую, то есть, можно сказать, на «богов» и «духов». С богами человек не имеет прямого и постоянного контакта. Они действуют в отдаленном прошлом времени, в особом пространстве. С богами связаны мифические сюжеты, объясняющие устройство и возникновение мира, появление человека и разделение человечество на разные племена и народы. Последний тип сюжетов («этногонические») возникает позднее, в тот момент, когда носители традиции перестают считать людьми представителей только своего племени.

Персонажи низшей мифологии существуют рядом с человеком, и ему приходится с ними постоянно взаимодействовать. Если делать это правильно, можно получить от них помощь, а вот когда их разгневаешь неверными действиями, они могут быть опасными. Это различные локальные духи: лесов, гор, полей, водных источников. Также это духи-хозяева (очага, дома), духи умерших предков, духи болезней. Духов отличает локальность их «влияние», тогда как сфера возможностей богов в принципе – весь известный носителям традиции мир. Рассказывая об этом, Сергей Неклюдов привел пример из своей работы в Монголии, где экспедиции Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ в течение уже многих лет изучают местные мифо-ритуальные традиции. Однажды, находясь на перевале, исследователи поинтересовались, как зовут местного духа. Монголы отказались назвать имя, так как это могло бы разгневать этого опасного духа и навлечь беду. Даже после спуска с перевала они побоялись сообщить это имя. Опасения оставались, и когда перевал скрылся из виду. Возможным произнесение имени духа стало лишь тогда, когда они достигли границы сомона (района). Получается, что сфера действие мифического персонажа совпала в представлении современных носителей традиции с существующими административными границами.

Для мифологического повествования характерен этиологизм – предназначенность для ответа на вопрос о происхождении чего-либо: от солнца и луны до деталей облика различных существ. Например, целому ряду народов известен миф о происхождении полосок на спине бурундука. В нем медведь в награду за какую-то услугу гладит бурундука по спине или в наказание царапает его. В любом случае на спинке бурундука остаются полоски. При этом характерно, что миф не утверждает, что это был единственный бурундук на свете или что медведь погладил всех бурундуков. Но единичный факт, о котором говорит миф, объясняет черты всех бурундуков, которые водятся в местных лесах.

Также Сергей Неклюдов рассказал об особом статусе мифологии фольклорных текстов, например, сказок. Сказочные персонажи, такие как Баба-Яга, которые имеют явно мифическое происхождение, сами мифическими героями в строгом смысле не являются. Жанр сказки осознается носителями культуры как вымысел, что отличает сказку от мифа. В мифе Бабы-Яги никогда не было, но она собрала в себе черты разных мифических персонажей прошлого.

Ранее на сайте «Полит.ру» были опубликованы стенограммы лекции С. Ю. Неклюдова«Гуманитарное знание и народная традиция», радиопередачи на тему «Как работает народная традиция», его рассказ о судьбе книги «Загадки народов Востока», а такжеинтервью с С. Ю. Неклюдовым. О некоторых результатах монгольских экспедиций Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ было рассказано в небольшом очерке.

читайте также
События
#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой
Декабрь 8, 2014
Руссо Максим
События
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День пятый
Ноябрь 30, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).