В субботу 15 ноября в лектории МУЗЕЯ МОСКВЫ на Зубовском бульваре стартовал Фестиваль публичных лекций #ЗНАТЬ. В течение семи выходных можно будет услышать лекции представителей самых разных областей знания.
Организаторами цикла являются информационно-аналитический канал «Полит.ру» и Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Правительства Москвы.
Первую лекцию прочитал специалист по фольклору и мифологии Сергей Неклюдов.
Мифология, как рассказал Сергей Неклюдов, размытое понятие. В обиходной речи мы называем мифом что-то несомненно вымышленное. Тогда как в академическое значение термина «мифология» вымышленность не входит. Напротив, мифология какой-либо культуры – это то, что носители данной культуры воспринимают как абсолютно достоверную информацию. Но эта информация основана не на логических доказательствах, а на вере и убеждениях.
Обычно мы знакомимся с мифологией, когда в детстве узнаем греческие мифы о Зевсе, Посейдоне, Персее, Геракле, других богах и героях. В этом современный человек повторяет путь развития науки, которая свое знакомство с мифами тоже начала на древнегреческом материале. Но тут следует помнить, что греческие мифы известны нам не из собственно мифологических источников, а из литературы, из произведений античных авторов, которые использовали сюжеты мифов. Мифология существует преимущественно в устной традиции, и с такой мифологией ученые познакомились, когда европейцы столкнулись с верованиями народов других частей света.
Мифология в устной традиции не представляет собой строго определенной системы, какую можно обнаружить в традиции книжной. Передаваемым устно сюжетам свойственна вариативность, а также диалектность – различия вариантов, существующих в разных, хотя и близких местах. Лишь позднее в культуре могут появиться мифографические тексты, фиксирующие определенные варианты мифологии. В античной культуре такими текстами стали, например, «Теогония» Гесиода или «Мифологическая библиотека» Аполлодора.
Для мифологий народов всего мира свойственно разделение на мифологии высшую и низшую, то есть, можно сказать, на «богов» и «духов». С богами человек не имеет прямого и постоянного контакта. Они действуют в отдаленном прошлом времени, в особом пространстве. С богами связаны мифические сюжеты, объясняющие устройство и возникновение мира, появление человека и разделение человечество на разные племена и народы. Последний тип сюжетов («этногонические») возникает позднее, в тот момент, когда носители традиции перестают считать людьми представителей только своего племени.
Персонажи низшей мифологии существуют рядом с человеком, и ему приходится с ними постоянно взаимодействовать. Если делать это правильно, можно получить от них помощь, а вот когда их разгневаешь неверными действиями, они могут быть опасными. Это различные локальные духи: лесов, гор, полей, водных источников. Также это духи-хозяева (очага, дома), духи умерших предков, духи болезней. Духов отличает локальность их «влияние», тогда как сфера возможностей богов в принципе – весь известный носителям традиции мир. Рассказывая об этом, Сергей Неклюдов привел пример из своей работы в Монголии, где экспедиции Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ в течение уже многих лет изучают местные мифо-ритуальные традиции. Однажды, находясь на перевале, исследователи поинтересовались, как зовут местного духа. Монголы отказались назвать имя, так как это могло бы разгневать этого опасного духа и навлечь беду. Даже после спуска с перевала они побоялись сообщить это имя. Опасения оставались, и когда перевал скрылся из виду. Возможным произнесение имени духа стало лишь тогда, когда они достигли границы сомона (района). Получается, что сфера действие мифического персонажа совпала в представлении современных носителей традиции с существующими административными границами.
Для мифологического повествования характерен этиологизм – предназначенность для ответа на вопрос о происхождении чего-либо: от солнца и луны до деталей облика различных существ. Например, целому ряду народов известен миф о происхождении полосок на спине бурундука. В нем медведь в награду за какую-то услугу гладит бурундука по спине или в наказание царапает его. В любом случае на спинке бурундука остаются полоски. При этом характерно, что миф не утверждает, что это был единственный бурундук на свете или что медведь погладил всех бурундуков. Но единичный факт, о котором говорит миф, объясняет черты всех бурундуков, которые водятся в местных лесах.
Также Сергей Неклюдов рассказал об особом статусе мифологии фольклорных текстов, например, сказок. Сказочные персонажи, такие как Баба-Яга, которые имеют явно мифическое происхождение, сами мифическими героями в строгом смысле не являются. Жанр сказки осознается носителями культуры как вымысел, что отличает сказку от мифа. В мифе Бабы-Яги никогда не было, но она собрала в себе черты разных мифических персонажей прошлого.
Ранее на сайте «Полит.ру» были опубликованы стенограммы лекции С. Ю. Неклюдова«Гуманитарное знание и народная традиция», радиопередачи на тему «Как работает народная традиция», его рассказ о судьбе книги «Загадки народов Востока», а такжеинтервью с С. Ю. Неклюдовым. О некоторых результатах монгольских экспедиций Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ было рассказано в небольшом очерке.