6 декабря состоялся предпоследний день Фестиваля публичных лекций #ЗНАТЬ. На нем выступили физик Лев Зеленый, лингвист Алексей Гиппиус и биолог Константин Попадьин.
Вторую лекцию в этот день прочитал профессор факультета филологии, ведущий научный сотрудник Лаборатории лингвосемиотических исследований Высшей школы экономики, ведущий научный сотрудник Отдела типологии и сравнительного языкознания Института славяноведения РАН Алексей Гиппиус о древнерусской эпиграфике XI-XII веков. Ученый рассказал о памятниках, найденных в ходе последних экспедиций, о том, что нового мы из них можем узнать о языке и культуре Древней Руси.
Речь в лекции шла преимущественно о надписях на стенах храмов на территории Новгорода, хотя для сравнения привлекался материал надписей из других мест Древней Руси, а также древнерусских надписей из-за ее пределов.
Средневековая эпиграфика имеет отношение к разным сферам русской культуры: к летописанию, правовой или литературной сфере, к образцам актовой письменности. Именно в такой форме до сегодняшних дней дошло подавляющее большинство автографов людей эпохи, которая слабо представленаписьменными памятниками. Гиппиус рассказал, что наибольшее сходство имеют надписи с берестяными грамотами.
В храмах Новгорода под слоями более поздних эпох продолжают находить новые надписи. Все они плохо сохранились, поэтому практически всегда приходится и приходится прикладывать усилия для реконструкции текста. В части случаев помогает сопоставление с новгородскими летописями и с берестяными грамотами. Но и имена и другие слова надписей обогащают наше знание об именослове и общей лексике древнего Новгорода.
На данный момент берестяные грамоты Северо-Западной Руси уже изучены достаточно хорошо, прочитано более 1050 из них, основательно в лингвистическом смысле проработан их текст. Надписи известны гораздо меньше. Некоторые старые публикации приходится заново сверять. Сейчас Алексеем Гиппиусом совместно с Саввой Михеевым корпус известнлй новгородской эпиграфики готовится к публикации.
Иногда надписи помогают узнать о неизвестных до того церковных контактах и миссиях, к примеру, о приехавшем в этот собор Кипрском епископе.
Вместе с сугубо текстовыми элементами в надписях можно встретить изображения. Исследователь показал примеры монограмм – связанных в единый рисунок букв, составляющих имя. Эта традиция пришла из Византии - аналогичные монограммы представлены сотнями в византийской сфрагистике. Кто-то из писцов Новгорода в какой-то момент «подхватил» этот способ оформления имени, и они стали один за другим использовать их.
Наряду с граффити выделяют еще один тип надписей - не процарапанные как граффити, а написанные краской – их называют дипинти. В основном дипинти содержат молитвы или имена известных личностей. Но некоторые из них и связаны с целыми историями происхождения имен, должностей, семейных связей и многим другим.
По мнению ученого, надписи являются памятниками особой культурной среды в Новгороде в XI-XII веках, той самой среды, из которой вышли и писцы новгородских манускриптов той эпохи, мастера, расписывавшие этот храм и Кирик Новгородец – известный тогда ученый математик, летописец и музыкант.