30 ноября на на Фестивале публичных лекций #ЗНАТЬ выступил экономист Владимир Мау.
Вторая лекция была посвящена «Кризисам в новейшей истории России». Известный специалист в области экономической истории и экономических реформ Владимир Мау рассказал о закономерностях протекания кризисов в отечественной экономике последних 25 лет.
Полностью избежать кризисов можно лишь полностью отказавшись от современной экономики с ее ростом, сходу сказал ученый Мау. До перехода экономики к модели роста кризисы не были ее неотъемлемой частью.
Кризис не тождественен спаду производства, говорит экономист, однако замедление производства может быть одним из показателей его наступления.
Владимир Мау перечислил шесть типов кризиса, с которыми чаще всего приходится иметь дело. Первый тип – это циклический (инвестиционный) кризис. Его описывал еще Карл Маркс. До Второй мировой войны они возникали постоянно, однако с появлением макроэкономической политики ситуация сгладилась.
Системный (структурный) кризис означает ломку сложившейся модели экономического роста и предполагает технологические сдвиги. Это то, что мир проходил в 1930 -е, 1970 - е и испытывает отголоски сейчас, после 2007-2008 годов.
Финансовый (макроэкономический) кризис подразумевает проблемы финансовой системы страны. Это тот кризис, который мы проходили в 1998 г. - и проходим сейчас.
Трансформационный кризис - это смена общественно-экономической, а иногда и политической формации, формирование нового типа общественных отношений. Такой кризис включает в себя изменение политических институтов.
Кризис внешних шоков – связан с воздействием внешних эффектов. Скажем, в случае ресурсной экономики он следует за резким повышение или снижение цены на экспортные товары. Он может быть связан с войной, внешними санкциями и т.д.
Кризис революционный - это системная трансформация в условиях краха государства. Как правило, он наиболее стихиен, неуправляем.
Все эти типы кризисов могут сочетаться, а специфика страны, как считает Владимир Мау, определяется уникальной комбинацией этих кризисов. За 25 лет Россия прошла через все эти кризисы. Так, в 80-е и 90-е годы кризис в стране ознаменовал собой переход к постиндустриальной модели. Это был отложенный кризис 70-ых годов, происходивший на Западе.
За прошедшие 25 лет многие страны успешно перешли от коммунистической к рыночной экономике, что является уникальным явлением в истории экономики. Исключением остались Куба и Северная Корея. Этот переход включал экономическую либерализацию, нередко – демократизацию, формирование новой социальной среды. Во многих странах этот переход удалось реализовать без краха государства – это происходило там, где коммунистическая система была навязана извне. В нашей стране это было не так, она выросла из логики развития. Это создало необходимость и особенности революционной трансформации, шедшие рука об руку со слабостью власти.
При революционном кризисе элита расколота в отношении базовых ценностей. Нет понятийной модели, которую она могла бы совместно реализовать. Государство, которое не способно собрать налоги или снизить свои притязания до уровня реального их уровня – это слабое государство, говорит Владимир Мау. Бюджетный кризис, политическая роль приватизации или национализации, демонетизация ВВП, рост транзакционных издержек - это особенности революционной экономики.
В 2007 - 2008 году Россия и весь основной мир вошли в новый системный кризис, напоминающий великую депрессию. Он заставляет существенно изменить подходы к разным вопросам – промышленности, неравенству, международной интеграции и т.д. Если до того государства заботились о снижении инфляции, то сегодня многие озабочены недопущением дефляции.
У России частично другая ситуация и повестка. Экономист считает, что в случае России необходимо балансирование бюджета, экономическая либерализация, стимулирование трудовой мобильности и внутренней миграции – задачи сопоставимые с теми, которые решали на другом этапе Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган.
И если для решения части задач рецепты давно известны, то некоторые фактически не решены – так, до сих пор открыт вопрос об оптимальной системе медицинского обеспечения.