В воскресенье 7 декабря завершил работу Фестиваль публичных лекций, который проводили совместно «Полит.ру» и Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Правительства Москвы. В этот день лекции прочитали специалист по физической антропологии Елена Година, социолог Теодор Шанин и химик Артем Оганов.
Профессор, зав. лабораторией ауксологии человека, ведущий научный сотрудник Биологического факультета МГУ Елена Зиновьевна Година познакомила слушателей с малоизвестной наукой. Ауксология (название происходит от греческого αὐξάνω «расту») – раздел возрастной антропологии, изучающий рост и развитие. Термин этот предложил французский врач Поль Годен (Paul Godin) еще в 1919 году, но популярным он стал позже, в 1970-х годах.
Ауксология изучает закономерности роста, факторы, влияющие на рост, географические и этнические различия ростовых параметров в популяциях, а также то, как изменись эти характеристики человека в истории. Ученые устанавливают, как генетические потенциалы роста и развития тела человека реализуются под влиянием факторов среды. Эти факторы могут быть как климато-географическими (температура, влажность, высота), так и био-культурными (состояние здоровья, питание и т.д.) Если влияние факторов среды благоприятно, то генетически заложенный потенциал роста реализуется в полной мере, если неблагоприятны – происходит задержка роста.
Особо интересный вопрос: как менялся рост человека в разные эпохи. Следует отменить, что история знала как периоды повышения среднего роста, так и его снижения. Одно из главных понятий в ауксологии – секулярные тренды, или секулярные изменения (от латинского saeculum «поколение, век, столетие, исторический период»). Секулярный тренд – это процесс изменения средних размеров или формы тела индивидов в популяции от поколения к поколению.
Интересно, что большое количество данных о росте населения разных стран Европы ученые смогли получить благодаря военным, которые из года в год и даже из века в век фиксировали рост новобранцев. Что же выяснилось? Оказывается, в XVII веке средний рост французских мужчин был очень низок. В 1680 году, в момент наибольшего спада, он лишь чуть-чуть превышал 160 сантиметров. Затем он стал расти, дойдя к 1740 году до 167 сантиметров. Но вновь упал во время Великой французской революции и наполеоновских войн.
Начиная с середины XIX века отмечается постепенное и неуклонное увеличение роста в странах Европы. Эта тенденция проявляется повсеместно, но в разных странах – в разной мере. За сто лет (1880 – 1980) средний рост новобранцев больше всего увеличился в Нидерландах (на 15,1 см), Дании (12,1 см) и Швейцарии (12 см), меньше всего – во Франции (8,4 см), Испании (7,6 см) и Португалии (3,7 см). Интересны данные по русским новобранцам. В 1921 – 1930 годах их средний рост оказывается ниже, чем в предыдущем десятилетии, но потом тоже начинает неуклонно расти, стабилизируясь в 1970-х – 80-х.
В целом данные европейских стран свидетельствуют, что за последние 100-150 лет длина тела детей в возрасте 5-7 лет увеличивалась на 1-2 см за десятилетие, а в возрасте 10-14 лет на 2 - 3 cм. У взрослых отмечено увеличение в среднем на 1 cм за десятилетие, что в целом соответствует приросту в 2.5 cм за поколение. Изменения длины тела сопровождались аналогичной тенденцией изменений других размеров тела, а также тенденцией к более раннему половому созреванию. Увеличение роста европейцев происходило параллельно с улучшением социально-экономических условий жизни. Как сказал британский медик Джеймс М. Теннер, «рост – это зеркало происходящих в обществе процессов».
Сейчас прослеживаются, например, моменты снижения среднего роста новорожденных во время экономических спадов или различие в среднем росте между крупными и малыми городами России. По данным одного из исследований, где сопоставлялась средняя длина тела новорожденных в Москве, Саратове и Хвалынске в 1987 и 2002 годах, оказалось, что в первых двух городах она выросла, а в третьем – уменьшилась.
В последние десятилетия ХХ – начале ХХI века в большинстве развитых стран отмечено замедление или стабилизация роста, в то же время наблюдается непрерывное их увеличение веса тела и показателей развития жирового слоя. Этот процесс приобретает столь глобальный характер, что стали говорить об «эпидемии ожирения».
Однако в России и некоторых других странах бывшего социалистического лагеря картина несколько иная. Рост также стабилизируется, а вот вес падает, и форма тела становится всё более астенической. Например, если средний рост московский 7-летних юношей в 70-е годы составлял 172 см при весе 63 кг, то в 80-е годы эти показатели равнялись 176 см и 68 кг, а в 90-е – 177 см и 66 кг. Мы видим, что за последнее десятилетие увеличение роста замедлилось, а вес – снизился. Аналогичная картина у девушек того же возраста: 70-е годы – 161 см и 57 кг, 80-е – 164 см и 58 кг, 90-е – 165 см и 56 кг. Семнадцатилетняя девушка девяностых годов на четыре сантиметра выше своей ровесницы из 70-х, но весит на килограмм меньше!