будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 30, 2025
События

#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой. Теодор Шанин

#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой. Теодор Шанин
shanin
Теодор Шанин

В воскресенье 7 декабря завершил работу Фестиваль публичных лекций, который проводили совместно «Полит.ру» и Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Правительства Москвы. В этот день лекции прочитали специалист по физической антропологии Елена Година, социолог Теодор Шанин и химик Артем Оганов.

Президент Московской высшей школы социальных и экономических наук, профессор Манчестерского университета Теодор Шанин начал рассказ о различных системах высшего образования с примера из личного опыта. Когда он изучал организацию социальной работы в Великобритании, то поинтересовался у одной из руководительниц высшего звена, как отбираются сотрудники в этом ведомстве. Она ответила, что у них должно быть хорошее образование. А вот ответ на следующий вопрос удивил исследователя. Когда Теодор Шанин поинтересовался, выпускники каких специальностей принимаются на работу, то получил ответ: «Это неважно». Важными считались способность человека думать и учиться. Этот случай впервые обратил внимание Теодора Шанина на различие двух систем университетского образования. Более знакомая нам система – германская, когда-то университеты в России создавались именно по немецким образцам. Вторая система – британская.

Со временем Теодор Шанин убедился в ряде сильных сторон британской системы. Поэтому, когда он создавал Московскую высшую школу социальных и экономических наук, он решил использовать в ней многие британские элементы. Рассказу о том, как это происходило, как воспринималось российскими студентами, что удалось, а что – нет, и была посвящена основная часть лекции.

Сложным делом оказалось привить в отечественном вузе британский метод занятий в тьюторских группах. Часто они превращались просто в чтение преподавателем лекции в более узком круге студентов. В то время как предназначение занятий с тьютором принципиально иное: говорить на занятии в основном должен не тьютор, а студент. А тьютор лишь слегка корректирует деятельность студента, указывая на другие возможные взгляды на проблему, упущенные в студенческой работе. Это оказалось настолько непривычным как для русских студентов, так и для преподавателей, что первые опыты по ее организации были признаны неудачными, и лишь теперь, после 19 лет работы школы социальных и гуманитарных наук, тьюторские занятия пытаются начать вновь.

Среди других отличий британской университетской системы принципиально большая свобода в выборе студентом изучаемых дисциплин. Число студентов на одного преподавателя во время занятия с каждым более старшим курсом уменьшается, что позволяет преподавателями и студентам более интенсивно взаимодействовать.

Важное отличие также в распределении учебного времени. Если сравнить университеты британского и германского типа, то в первых из них значительно меньше учебных часов отводится на аудиторные занятия, и куда больше на самостоятельную подготовку студентов, чтение литературы, написание письменных работ. Письменную работу можно даже назвать важнейшим элементом обучения. В ней проявляются не только знания студента, но и оттачиваются его аналитические способности. При этом внимание обращается не только на правильность решения задачи, но и на путь, который привел к решению.

Теодор Шанин привел интересный пример существования в в России – стране с традиционно германской системой высшего образования –  яркого оазиса британской системы. Речь идет о знаменитой «системе Физтеха», созданной Петром Капицей. Многие черты этой системы: внимание к индивидуальной работе со студентами, раннее привлечение студентов к исследовательской работе – общие с британской университетской системой. Тут следует вспомнить, что сам Петр Капица более десяти лет работал под руководством Резерфорда в Кембридже.

читайте также
События
#ЗНАТЬ Фестиваль публичных лекций. День восьмой
Декабрь 8, 2014
Руссо Максим
События
#ЗНАТЬ. Фестиваль публичных лекций. День пятый
Ноябрь 30, 2014
Руссо Максим
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).