В воскресенье 7 декабря завершил работу Фестиваль публичных лекций, который проводили совместно «Полит.ру» и Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Правительства Москвы. В этот день лекции прочитали специалист по физической антропологии Елена Година, социолог Теодор Шанин и химик Артем Оганов.
Президент Московской высшей школы социальных и экономических наук, профессор Манчестерского университета Теодор Шанин начал рассказ о различных системах высшего образования с примера из личного опыта. Когда он изучал организацию социальной работы в Великобритании, то поинтересовался у одной из руководительниц высшего звена, как отбираются сотрудники в этом ведомстве. Она ответила, что у них должно быть хорошее образование. А вот ответ на следующий вопрос удивил исследователя. Когда Теодор Шанин поинтересовался, выпускники каких специальностей принимаются на работу, то получил ответ: «Это неважно». Важными считались способность человека думать и учиться. Этот случай впервые обратил внимание Теодора Шанина на различие двух систем университетского образования. Более знакомая нам система – германская, когда-то университеты в России создавались именно по немецким образцам. Вторая система – британская.
Со временем Теодор Шанин убедился в ряде сильных сторон британской системы. Поэтому, когда он создавал Московскую высшую школу социальных и экономических наук, он решил использовать в ней многие британские элементы. Рассказу о том, как это происходило, как воспринималось российскими студентами, что удалось, а что – нет, и была посвящена основная часть лекции.
Сложным делом оказалось привить в отечественном вузе британский метод занятий в тьюторских группах. Часто они превращались просто в чтение преподавателем лекции в более узком круге студентов. В то время как предназначение занятий с тьютором принципиально иное: говорить на занятии в основном должен не тьютор, а студент. А тьютор лишь слегка корректирует деятельность студента, указывая на другие возможные взгляды на проблему, упущенные в студенческой работе. Это оказалось настолько непривычным как для русских студентов, так и для преподавателей, что первые опыты по ее организации были признаны неудачными, и лишь теперь, после 19 лет работы школы социальных и гуманитарных наук, тьюторские занятия пытаются начать вновь.
Среди других отличий британской университетской системы принципиально большая свобода в выборе студентом изучаемых дисциплин. Число студентов на одного преподавателя во время занятия с каждым более старшим курсом уменьшается, что позволяет преподавателями и студентам более интенсивно взаимодействовать.
Важное отличие также в распределении учебного времени. Если сравнить университеты британского и германского типа, то в первых из них значительно меньше учебных часов отводится на аудиторные занятия, и куда больше на самостоятельную подготовку студентов, чтение литературы, написание письменных работ. Письменную работу можно даже назвать важнейшим элементом обучения. В ней проявляются не только знания студента, но и оттачиваются его аналитические способности. При этом внимание обращается не только на правильность решения задачи, но и на путь, который привел к решению.
Теодор Шанин привел интересный пример существования в в России – стране с традиционно германской системой высшего образования – яркого оазиса британской системы. Речь идет о знаменитой «системе Физтеха», созданной Петром Капицей. Многие черты этой системы: внимание к индивидуальной работе со студентами, раннее привлечение студентов к исследовательской работе – общие с британской университетской системой. Тут следует вспомнить, что сам Петр Капица более десяти лет работал под руководством Резерфорда в Кембридже.