Тезисы лекции социолога, специалиста по социальной философии, руководителя центра фундаментальной социологии, профессора Высшей школы экономики Александра Филиппова, прочитанной в рамках Фестиваля публичных лекций #ЗНАТЬ – совместного проекта информационно-аналитического канала «Полит.ру» и Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства г. Москвы.
Александр Филиппов выступил с лекцией «Философия или социология действия».
1. Социология изначально не возникала как наука о действии. Но она возникала как наследница определенной ветви, определенного направления в практической философии. Она возникала по контрасту с философией, в противоборстве с философией. Придумал это слово Огюст Конт. Как правило, даже когда к нам приходят сдавать экзамены, про Конта рассказывать особенно никто не любит. Потому что если приходится рассказывать, то все знают какую-нибудь ужасающе простую вещь. А именно, что Конт придумал закон трех стадий. Придумал или открыл. Первая стадия развития человечества – теологическая, вторая – метафизическая, третья – стадия позитивной научности. И на этой стадии позитивной научности появляется, по мысли Конта, социология, то есть наука, которая завершает всю систему наук в структурном смысле.
2. Набор классиков время от времени меняется, но есть некоторые авторы, которых не вычеркивают никогда. Это, естественно, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, которого тоже все знают. И есть несколько более проблематичных авторов. Среди этих проблематичных авторов, в частности, Карл Маркс, потому что Маркс себя социологом не считал, Конта он ненавидел. Свою систему выстраивал в противоположность контовской.
3. О чем говорит Вебер? Он говорит о том, что социология должна быть наукой о социальном действии. Почему бы и нет? Но это принципиальное определение. В этом определении – именно поэтому оно такое тяжелое – каждое слово на вес золота.
4. Вебер сказал, что социология должна действие человеческое понимать. Потому что если вы видите некоторую последовательность того, что вы принимаете за вполне понятные действия, но вы не говорите для себя: «для меня это проблема», – то, может статься, вы наблюдаете совсем не то. Вам кажется, вы знаете, о чем идет речь, на самом деле вы не знаете. Вы забываете о том, что если летит кирпич, его полет описывается при помощи каких-то формул, но если этот кирпич бросил кто-то, то это осмысленное действие бросившего. Если вы не знаете, кто его бросил, зачем, с какими целями, то следствие, что просто пролетел кирпич, бессмысленно для вас как для наблюдателя-социолога.
5. Куда пришел Вебер на самом деле? Он пришел к утверждению, что наука в конечном счете хорошо и правильно понимает только целерациональные действия. Чуть хуже она понимает ценностнорациональные действия и практически почти не понимает действия, которые он называет традиционными, аффективными.
6. Оказалось, что интереснее и продуктивнее всего исследовать человека как такого полусознательного конформиста, который ведет себя так, как ведут себя другие, который не замечает, насколько он соответствует определенного рода стандартам поведения. Который не замечает контроля, который, следовательно, не замечает эксплуатацию, угнетение, господство, много других вещей, на которые в свое время обращали внимание другие наследники практической философии и другие соперники социологического проекта, а именно социалисты.
7. У социологии есть несколько направлений. Единой социологии не существует. Внимание социологии к бедности, неравенству, многим другим болячкам современного мира можно только одобрять. У современной социологии, почти у всей, есть одна большая проблема. Она состоит в том, что при всякой попытке углубиться в вопрос об устройстве человеческого действия, о тех философских вопросах, которые приходится решать, отвечая на вопрос, что такое действие, как оно возможно, почему люди могут понимать друг друга, как они могли выстраивать осмысленное взаимодействие между собой, большая часть современных социологов, к сожалению, начинает страшно нервничать, говорит, что это вопрос не науки, а вопрос философии. А философия должна быть изгнана. Вот это, пожалуй, то, что беспокоит больше всего. Социология возникла как противница философии, как проект, противоположный философии, отрицающий ее. Современные социологи, чем больше они изощряют свои методы, чем более устойчивым становятся их факультеты, лаборатории, журналы и прочие принадлежности фабрики проектов, как это называл покойный великий социолог Луман, тем меньше склонны подвергать сомнению ключевые понятия, тем меньше склонны к переосмыслению важнейших вопросов своей собственной науки. Они снова, теперь уже укрепившись, выступают против философии.