Вчера в 15.39, подав четыре сигнала SOS, разбился самолет Ту-154 Пулковских авиалиний, следовавший рейсом 612 Анапа–Санкт-Петербург. Три сигнала SOS были поданы на высоте 11 тысяч 700 метров в 15.25 мск., еще один – на высоте 3 тысячи метров в 15.27 мск., после чего последовала неразборчивая фраза и связь с самолетом пропала. Обломки самолета, рухнувшего с высоты 10-11 тысяч метров, были обнаружены в 45 километрах севернее Донецка между поселками Сухая балка и Новгородка. Все находившиеся на борту погибли. Обломки самолета и тела погибших были разбросаны в диаметре 300 метров. Местные жители снимали место падения на камеры мобильных телефонов.
По последним данным, на борту было 170 человек: 160 пассажиров, в том числе 45 детей и подростков, а также 10 членов экипажа. Среди пассажиров были граждане Нидерландов, пока неизвестно, сколько именно. Тела погибших примет морг первой городской больницы Донецка.
В 22:15 мск. 22 августа в Донецк прибыл вертолет с сотрудниками МЧС Ростовской области, в 23:26 мск. – спасатели МЧС России с оборудованием и техникой. Сегодня в 02:04 мск. в аэропорту Донецка приземлился самолет Ту-154 с российской государственной комиссией по расследованию причин катастрофы. Утром в среду на месте крушения начались поисковые работы. Там работают МЧС и МВД Украины и России.
Как сообщил журналистам глава Минтранса РФ Игорь Левитин, на месте работает правительственная комиссия России и Украины, объединенная в один оперативный штаб. По словам министра, в настоящее время первоочередной задачей является поиск черных ящиков разбившегося самолета. Он также пояснил, что запись переговоров экипажа и диспетчеров будет передана следственной группе прокуратуры.
Версии катастрофы
По предварительным данным, самолет мог упасть из-за того, что в него ударила молния, которая вывела из строя электронику, или же он попал в зону сильной турбулентности, а версия теракта названа маловероятной, хотя также проверяется. Так или иначе, специалисты считают обстоятельства катастрофы довольно странными.
Так, президент профсоюза летного состава России (ПЛС) Мирослав Бойчук считает, что в авиакатастрофе под Донецком пока очень много неясного. «Пока сложно сказать что-то определенное, но это нестандартный случай. И чтобы самолет попал в такую зону турбулентности, чтобы развалился, – это фактически невозможно», – сказал Бойчук во вторник. «Ясно только одно, если был сигнал SOS, значит, была прямая угроза безопасности самолета», – отметил он. Вместе с тем, комментируя сообщения о том, что причиной авиакатастрофы могла стать гроза, он сказал, что «если гроза, то это серьезно». «Причем в летнее время грозовые облака могут достигать высоты 12-14 километров (самолет находился на высоте около 10 км)», – сказал Бойчук.
В свою очередь Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев считает, что причиной падения самолета стал «человеческий фактор». «Сейчас трудно давать комментарии, обстоятельства должна устанавливать специальная комиссия, но, на мой взгляд, вся техника падает вследствие человеческого фактора», – сказал Толбоев.
Причиной нештатной ситуации на борту разбившегося Ту-154 могло стать попадание в судно грозового разряда, полагает летчик-испытатель Александр Акименков. «Случаи попадания молний в воздушные суда – явление довольно частое. Другое дело, что не все из них заканчиваются катастрофами самолетов и вертолетов. Известны даже случаи, когда в салонах воздушных судов появлялись шаровые молнии», – сказал Акименков. По словам эксперта, разряд молнии мог попасть в самолет, когда он пролетал между двумя разнозаряженными облаками. «Молния могла стать причиной пожара. Это нештатная ситуация, действия по которой расписаны для экипажа соответствующими инструкциями. Похоже, именно по этим инструкциям они дальше и действовали», – считает летчик-испытатель.
Акименков исключил вероятность того, что самолет потерпел катастрофу из-за того, что попал в зону турбулентности. «Все пассажирские самолеты проходят испытания на турбулентность. Я, например, во время испытаний самолета Ан-140 специально искал зоны наивысшей турбулентности. Такие зоны находятся, как правило, над горами. Максимальная перегрузка, которую может испытать самолет в такой зоне, – до 2,5 единицы. Конструкция Ту-154 имеет гораздо больший запас прочности», – сказал Акименков. По его словам, судя по имеющейся информации, экипаж предпринял попытку экстренной посадки вне аэродрома. «Очевидно, летчикам не повезло с полем или чуть-чуть не хватило умения», – полагает эксперт.
Родственники погибших
В районе падения самолета работают сотрудники МЧС, МВД, Службы безопасности Украины, Минздрава, «Укртелекома», а также техника. Зона чрезвычайной ситуации оцеплена, развернут оперативный штаб, полевой узел связи, палаточный городок для спасателей и родственников погибших, осветительная сеть места крушения. Место авиакатастрофы разбито на секторы для поиска «черных ящиков».
Ожидается, что родственники жертв авиакатастрофы прибудут на место катастрофы во второй половине дня среды. Начальник управления информации муниципального образования города Анапа Татьяна Пшениснова сообщила, что в 4:00 мск. среды состоялось заседание городского антикризисного оперативного штаба, в ходе которого были намечены действия по размещению родственников погибших, оказанию им медицинской и психологической помощи, а также отправки их к месту трагедии. «Ожидается, что все родственники будут отправлены к месту авиакатастрофы в сопровождении врачей, психологов и милиции. Уже решены вопросы по их маршруту, в том числе по пересечению российско-украинской государственной границы», – отметила Пшениснова.
Родственники погибших собираются в аэропорту Пулково, чтобы лететь на Украину на опознание тел своих близких. Как сообщается, отправление самолета «Пулковских авиалиний» с родными погибших перенесено с 12.00 на 17.00, поскольку продолжают прибывать родственники из других городов. По данным аэропорта в Анапе, в разбившемся самолете было 20 человек из Норильска и 3 человека из Мурманска. Многие из уже собравшихся в Пулково людей них не покидали аэропорт и ночью. Сейчас на месте дежурит бригада «Скорой помощи», прибыли представители духовенства.
В гостиницах Донецка для родственников погибших выделено 360 мест, решены вопросы питания. Организована работа по оказанию социально-психологической и медицинской помощи.
Уголовное дело и день траура
Генпрокуратура России возбудила по факту катастрофы Ту-154 уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта. Создана Федеральная комиссия по расследованию причин катастрофы. Комиссию возглавил глава Минтранса Игорь Левитин.
По сообщению пресс-службы президента РФ, Владимир Путин подписал указ «Об объявлении траура в связи с авиационной катастрофой, происшедшей в Донецкой области Украины». Согласно указу, 24 августа 2006 года объявлено днем траура в Российской Федерации. Правительству и властям регионов поручено принять необходимые меры по оказанию помощи семьям погибших.
На Украине траур объявлен сегодня, 23 августа. Приспущены государственные флаги, отменены все развлекательные мероприятия и передачи. Президент Виктор Ющенко выразил сочувствие Владимиру Путину, семьям погибших и всему российскому народу.
Третья авиакатастрофа за три месяца
Отметим, что с начала мая это уже третья крупная авиакатастрофа в России. 3 мая в районе Сочи потерпел катастрофу аэробус А-320 «Армянских авиалиний», погибли все 113 человек, находившихся на борту. Через два месяца, 9 июля, при посадке в аэропорту Иркутска потерпел катастрофу аэробус А-310 авиакомпании «Сибирь». Погибли 124 человека из 203 находившихся на борту.