Тема безопасности на транспорте с началом недели развивается по спирали. Снова обсуждается безопасность аэропортов, о вокзалах ни гу-гу.
Развитие невозможно без новых идеи и они есть. Председатель совета директоров "Международного аэропорта Внуково" Ванцев в интервью "Ведомостям" сообщил, что границу контролируемой зоны аэропортов необходимо перенести на 200 метров от терминалов – это "усложнит задачу для террориста".
В интервью он начал с заявления о том, что "линейные" милиции Домодедово и службы авиабезопасности аэропорта теракт предотвратить не могли (отчасти, наверное, внутрицеховая солидарность). А далее — идея, которая так совершенна в сумме, что ее надо цитировать полностью: "Предотвратить, наверное, нет. Усложнить задачу для террориста — да. Именно поэтому поднят вопрос о тотальном досмотре на входах в аэровокзалы. Правда, все это усложнит жизнь не только террористам, но и добропорядочным гражданам. Важно найти баланс, тем более что толпа перед входом тоже может стать мишенью для атаки".
Да, удивительное прозрение, очередь на досмотр тоже станет мишенью. А что не станет и как быть? Далее: "Одно из моих предложений заключается в том, чтобы границу контролируемой зоны аэропортов вынести метров на двести от терминалов. Правоохранительным органам это даст возможность проверять всех еще на въезде. Там же должны находиться и специалисты-психологи, проводящие экспресс-опросы прибывающих в аэропорт. Тот, кто готовится к взрыву, так или иначе выдаст себя. Параллельно с этим работа по выявлению подозрительных лиц должна вестись, конечно же, и по линии ФСБ, МВД. Возвращаясь к досмотру на входе, скажу, что сама процедура должна быть быстрой, а очередь — не превышать трех-четырех человек".
Конечно, интересно, что это только "одно из моих предложений". А также, что все системно: особенно любопытны "экспресс-опросы прибывающих в аэропорт". В целом же нельзя не поверить идее, в которой неоднократно употребляется слово "должна". Иначе идея, надо полагать, не работает.
Но в целом это интервью вовсе не катастрофичное, а из другого жанра. Потому что начинается словами газетчика: ""Я счастливый человек — не стою в пробках", — заявляет Ванцев. Он редко выезжает "в город" (в смысле, Москву) из своего аэропорта". Тут же пояснено, что "Во "Внуково" идет большая стройка, за которой нужен глаз да глаз: с 2006 г. тут возводится новый пассажирский терминал, который по замыслу Ванцева будет крупнейшим в Москве. Для существующего пассажиропотока строящийся терминал, рассчитанный на 35 млн человек, великоват: в прошлом году аэропорт обслужил 9,5 млн человек. Но Ванцев, вдохновленный президентской похвалой после внезапного пятничного визита Дмитрия Медведева во "Внуково" (см. статью на стр. 08), уверен, что все еще впереди."
Так что смысл интервью вовсе не сводится к идее о 200-ах метрах дополнительного отчуждения. Оно вполне об успешной хозяйственной деятельности героя. В этом же — хозяйственном — смысле рассматривается другая сторона безопасности: "Усиление мер по безопасности аэропортов после теракта в Домодедово может ограничить чартерные программы авиакомпаний, что вызовет падение пассажиропотока и рост стоимости билетов", - "Коммерсантъ".
История вот какая: "По распоряжению Минтранса, теперь Росавиация при принятии решений о допуске перевозчиков на чартерные маршруты будет руководствоваться пропускной способностью аэропортов с учетом сплошного досмотра на входе". Иными словами, необходимость новых процедур досмотра не подвергается сомнению, так что теперь Росавиация будет как-то все вычислять и производить вполне хозяйственные выводы: ""Сокращение чартерных программ в московском регионе за счет повышения мер безопасности и уменьшения количества авиакомпаний приведет к монополизации рынка и росту стоимости авиабилетов", — полагает глава комитета по транспорту "Ассоциации туроператоров России" Дмитрий Горин".
Его версия состоит в том, что в условиях сокращения пропускной способности аэропортов приоритет отдадут назначенным перевозчикам, которыми будет пятерка лидеров рынка. Следствием монополизации будет рост топливных сборов. "Комменсант" даже нешел людей, которые сообщили, что уже сейчас "Сибирь", "предвидя ажиотаж в летнем сезоне, предлагает блоки мест для туроператоров в Болгарию на 30% дороже, чем в прошлом году: по $280 за билет".
Иными словами, жизнь авиаперевозчиков входит в нормальную колею — с учетом новых обстоятельств, которые одновременно и вызовы, и шанс. Но тут именно что развитие по спирали: развитие темы вернулось к авиации и снова в стороне другие виды транспорта — имея в виду визит Д.Медеведева на Киевский вокзал. Конечно, чартеры с вокзалов не отъезжают (помню единственный случай — когда на предыдущую "Премию Кандинского" была зафрахтована электричка в Барвиху, но там и ехать недалеко). Но представить себе зоны повышенной безопасности в 200 метров от вокзалов любопытно. И вот там, на границе "Те, кто готовится к взрыву" непременно примутся выдавать себя. Так или иначе.
С точки зрения чистой аналитики все это возвращает к вопросу о том, чего, собственно хотели лица, накачавшие наркотиками (согласно версии) того террориста, который был высокопрофессионально опознан по кусочкам правохранительными органами. Проблема, собственно, в том, что сложно бороться не просто с неизвестными, а с теми, чьи мотивы непонятны.
Из официальных заявлений на эту тему есть только пятничное заявление полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Хлопонина. По его мнению, в домодедовском теракте "прослеживается линия Доку Умарова, хотя он уже не так влиятелен, как пытается представить". То есть — раз уж Умаров, то полная ясность. Потому он делает, что ему в голову взбредет. А также и некоторое облегчение: уже не так влиятелен, как пытается представить. В смысле, терактом в Домодедово. Но да, все облегчение.
Но главная история минувшей недели по этой теме состоит в том, что нехитрая, хотя и несколько аналитическая мысль о том, что ни слова так и не сказано о возможных мотивах, уже перешла в область массового сознания. Вот, массовей не бывает, МК и Юлия Калинина: "Теракт раскрыт, — с гордостью объявили руководители ФСБ и Следственного комитета.- Установлена личность террориста". Но какая нам разница, как называется его личность?" Речь о том, почему: "Никто из первых лиц государства, сообщавших народу радостную весть о раскрытии теракта, не сказал об этих причинах ни слова. О самом главном — тссс. Молчание. Тема не обсуждается. Темы не существует. Гражданам страны не положено знать, почему их убивают террористы. Зачем они идут на самоубийства? Чего хотят? Даже не спрашивайте. Секрет".
Там у нее дальше своя версия, тоже вполне народная. Но об этом речь, а о продолжении усиления мер безопасности на всевозможном общественном транспорте. Хотя тут все верно: какая разница, что там у мотивы у лица, уже отправившегося что-нибудь взрывать? Но то, что такие мотивы существуют никто из предлагающих свои меры совершенно не сомневается.
usoPreviewPopup