В целом россияне считают, что нынешний год был труднее 2003-го. Согласно результатам традиционного предновогоднего опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады, такого мнения придерживаются 34% наших сограждан. Для 18% 2004 год оказался легче, однако большинство – 48% – изменений ни в ту ни в другую сторону не почувствовало.
2004 год оказался наиболее трудным для россиян старше 40 лет, со средним или ниже среднего уровнем образованием, с низкими доходами (менее 3000 рублей на одного члена семьи в месяц), проживающим в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах, в малых и средних городах и сторонников КПРФ или СПС. Наиболее часто ответы о том, что уходящий год оказался легче, давали россияне моложе 25 лет, с высшим уровнем образования, с душевыми доходами выше средних (более 9000 рублей) и проживающие в Северо-Западном и Поволжском округах, сторонники СПС и “Единой России”.
Наиболее значительным событием 2004 года россияне считают захват заложников в Беслане – 52% опрошенных. Далее следует избрание Владимира Путина президентом страны на второй срок (29%), теракты в Москве и взрывы двух пассажирских самолетов (26%), катастрофа в московском аквапарке (23%), рост мировых цен на нефть (22%), решение о замене льгот денежными компенсациями (21%).
Человеком года в пятый раз подряд стал президент России Владимир Путин, так считают 34% опрошенных. И хотя в прошлом году популярность президента была выше (человеком года его тогда назвали 46%), все равно ничто не смогло поколебать его лидерства. Проведенный в сентябре, вскоре после трагедии в Беслане, опрос показал, что 56% россиян считают – Путин вполне заслуживает доверия.
При этом не было однозначной оценки изменения системы губернаторских выборов, а также возможного третьего срока для президента Путина – положительные и отрицательные ответы соизмеримы. Однако большинство опрошенных полагают, что эти изменения не имеют никакого отношения к борьбе с терроризмом, укреплению порядка или развитию демократии.
Недавно Госдума одобрила в первом чтении законопроект о противодействии терроризму, предусматривающий существенное ограничение свобод граждан в целях борьбы с террором. Закон, в частности, предусматривает усиление паспортного контроля, прослушивание телефонных переговоров, ограничение или запрет движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, запрет в установленное время суток находиться на улицах без специальных документов. Кроме того, в этом режиме может быть запрещено или ограничено проведение собраний, митингов и демонстраций. Таким образом, вместо того, чтобы регулировать обязанности спецслужб, власть пытается отрегулировать права граждан, потому что так легче.
То, что это и впрямь путь наименьшего сопротивления, еще в начале октября показал опрос Левада-центра. Согласно исследованию, ради защиты от террористов 60% россиян готовы пойти на временное ограничение конституционных свобод – свободы передвижения, выезда за рубеж и др. Против этого высказались 33%. Среди прочего россияне оказались не против того, чтобы ужесточить процедуру контроля документов и досмотра подозрительных лиц (89%); запретить деятельность общественных организаций и печатных изданий, которые ставят под сомнение политику президента по отношению к террористам (59%); разрешить спецслужбам прослушивать телефонные переговоры и просматривать электронную почту (59%).
Очень показательными выглядели результаты опроса, проведенного недавно в связи со 125-летей годовщиной рождения Сталина. Оказалось, что лишь 31% российских граждан считают его жестоким, бесчеловечным тираном, виновным в уничтожении миллионов людей. И почти столько же опрошенных (29%) полагают, что, какие бы ошибки и пороки ему ни приписывались, самое важное, что под его руководством советский народ победил в Великой Отечественной войне. Пятая часть респондентов (21%) называет Сталина "мудрым руководителем", который привел СССР к могуществу и процветанию. При этом 16% участников опроса уверены в том, что "только жесткий правитель мог поддержать порядок в государстве в тех условиях острой классовой борьбы, внешней угрозы, всеобщей расхлябанности", которые были в стране в те годы. С мнением о том, что "наш народ никогда не сможет обойтись без руководителя такого типа, как Сталин, рано или поздно он придет и наведет порядок", согласны 16% россиян.
В ближайшее время в России никаких изменений не предвидится. Выступая в декабре в рамках проекта "Публичные лекции" на "Полит.ру", Юрий Левада сказал, что проведенные его центром социологические исследования, а также их анализ и осмысление, позволяют сделать вывод о том, что в России нет никаких признаков формирования оппозиции, опирающейся на большое количество людей. И это несмотря на то, что процент людей, недовольных политикой президента и действиями властей стабилен и составляет примерно четверть населения. Однако, как показывает анализ, протестные настроения этой группы в большинстве своем основаны на социальных потерях последних лет, т.е. идеологически ориентированы на возвращение к прошлому. Вместе с тем, консолидированного общественного мнения, направленного на перспективу, нет. Именно поэтому массовых оппозиционных выступлений, а тем более событий, подобных украинским, ждать не приходится.
Еще одним важным моментом, говорящим в пользу этого, является то, что на настоящий момент российское общество очень атомизировано. По словам Левады, социологическим способом не удается установить какую-либо устойчивую структуру общества, благодаря чему любой мобилизационный проект, власти или оппозиции, не имеет шансов на успех. Иллюстрацию этого мы можем наблюдать в провале попытки мобилизовать общество после Беслана властью и в связи с монетизацией льгот – оппозицией.