В среду прокурор попросил приговорить украинскую летчицу Надежду Савченко к 23 годам колонии, а также выплате 100 тысяч рублей штрафа. Ее обвиняют в убийстве российских журналистов в Донбассе и незаконном пересечении границы.
В соответствии с Уголовным кодексом, максимальное наказание, которое могло запросить гособвинение — 25 лет, женщины по закону не могут быть осуждены на пожизненное заключение. В зачет срока будет учтено время, проведенное в СИЗО, так что если суд даст Савченко 23 года, выйти на свободу она сможет только в 2037 году.
При этом эпизод с покушением на мирных жителей гособвинитель попросил исключить из дела. «К сожалению, российский закон не позволяет привлечь Савченко к ответственности за покушение на жизнь шести жителей Луганской области (которые эвакуировались из города и попали под обстрел)», — пояснил прокурор.
Напомним, по версии обвинения Надежда Савченко совершала преступления из ненависти к мирным жителям Донбасса. «Мотивом совершенных обвиняемой преступлений послужила ненависть и вражда по отношению к социальной группе — жителям Луганской области», — сказал прокурор на процессе. Обвинение уверено, что вина украинской военнослужащей подтверждается доказательствами и показаниями свидетелей. «Вина Савченко подтверждается изученными в ходе судебного следствия доказательствами и показаниями допрошенных свидетелей», — заявил гособвинитель, по мнению которого аргументы защиты не выдерживают никакой критики.
Сама Савченко заявила, что ее задержали до того, как был открыт огонь по журналистам. Потом сначала держали в спортивном зале на территории, подконтрольной сепаратистам, а затем на нескольких автомобилях перевезли через границу в Воронеж. Ее защитники утверждают, что это подтверждает биллинг ее мобильного телефона, а также видеозапись ее задержания.
После того, как прокурор запросил 23 года заключения, по время прения сторон, Надежда Савченко выступила против обмена себя на кого-либо из россиян. «Я не хочу ждать никакого обмена, если менять виновного на невиновного, — сказала она. — Я невиновный человек, никаких обменов, никаких торгов, никакого затягивания времени».
А вот адвокат летчицы Илья Новиков не исключил, что после обвинительного приговора Савченко все-таки могут обменять. Он предположил, что после вступления приговора в силу начнутся политические переговоры о возможности отправки Савченко на Украину для отбытия наказания.
Также Савченко делает все, чтобы приговор в отношении ее как можно скорее вступил в законную силу. Она пригрозила объявить голодовку, если вердикт не будет объявлен в ближайшие две недели. Кроме того, по словам Новикова, она попросила суд назначить ей наказание в виде 23 лет лишения свободы — ровно столько же, сколько запросил прокурор. Таким образом судья, скорее всего, даст ровно столько, сколько запросили стороны и это не даст обвинению возможность подавать апелляцию. «Защите все равно, какой срок будет назначен, нам важнее другие моменты по этому делу», — сказал Новиков.
Отказ Савченко от апелляции лишит ее права обращения в ЕСПЧ, так как процедура предполагает, что человек прошел все национальные судебные инстанции. Но для Савченко как можно более скорое завершение процесса — принципиальная позиция.