В четверг обнародованы сразу три соц-гуманитарных инициативы. Поскольку во всех случаях инициатива исходит примерно от госорганов, то тут можно просто повеселиться. Но там возникает тренд: подсознательное, но явное желание создавать локальные социальные группы с заданными параметрами.
1. "Коммерсантъ" сообщил, что "МИД РФ и Россотрудничество планируют до конца лета представить президенту Владимиру Путину доктрину "мягкой силы" — проект "Комплексной стратегии расширения гуманитарного влияния России в мире".
Нюанс в том, что тут вовсе не предлагается вариант собственного влияния. С.Лавров привязал тему к текучке: "События на Украине и вокруг нее наглядно продемонстрировали, что мы сталкиваемся с возрастающей конкуренцией, зачастую недобросовестной, в вопросах формирования общественного мнения,— посетовал министр.— Предпринимаются беспрецедентные меры по дискредитации российской политики и искажению образа нашей страны".
Соответственно, данным проектом собираются этому противодействовать. Вообще-то из такого сценарного плана следует, что искомое влияние может состоять именно что в донесении позиции руководства, в том числе МИДа до всех... Ну вот до кого-то, кто и является адресатом. Причем, обращение к данной теме в данный момент – это признание того, что сейчас информационные войны МИД проигрывает.
А о том, как добиться успеха, рассказал глава Россотрудничества К.Косачев. Он это сделал от противного, конкретно признав, что "Россия проигрывает другим крупным державам в гуманитарной сфере". Потому что "главная проблема — в недофинансировании.... бюджет агентства составляет пока всего 2,7 млрд руб.", а "уровень зарплат в Россотрудничестве находится на 83-м месте (из 85) среди всех российских госструктур". Соответственно, проигрыш "в гуманитарной сфере" обусловлен тем, что "Наши геополитические конкуренты работают с опережением. Они выстроили соответствующие программы годы и десятилетия назад и сейчас пользуются их результатами". То есть, полностью подтвердив предположение, что своими словами выше Лавров признавал информационно-пропагандистское поражение.
Конечно, о недофонансировании говорят тогда, когда на уме уже есть то, во что закачать средства. Разумеется, Косачев имел в виду себя, поскольку далее сообщил, что его ведомство подготовило проект "Комплексной стратегии расширения гуманитарного влияния России в мире". По его словам, документ уже был обсужден на коллегии МИДа и "сейчас готовится к дальнейшему межведомственному согласованию".
"Коммерсантъ" поясняет: "За бюрократическим названием скрывается доктрина российской "мягкой силы", активнее применять которую не раз призывал президент Владимир Путин — с ее помощью Кремль надеется резко улучшить имидж России и укрепить ее влияние в мире. По информации "Ъ", МИД и Россотрудничество планируют представить президенту проект стратегии до конца лета".
Что касается тренда, заявленного в начале заметки, то все прозрачно: очевидно желание создать социальную группу (межгосударственную), определенную Косачевым так: "не только те, кто настроен на конструктивное взаимодействие с нами, но и с деятелями, которые пока находятся под воздействием предрассудков прошлой эпохи". Разумеется, группа создается в конкретном пространстве, где "образ нашей страны" воспринимают строго как "политику ее руководства". Ну а тема "новой эпохи" никем раскрыта не была.
2. "Известия" сообщили, что В.Мединский (министр культуры) инициировал "создание государственного скаутского движения с военно-патриотическим уклоном". Сначала факт: "10 июля летний лагерь с длинным названием "Я гражданин и защитник великой страны" для детей от 12 до 18 лет откроется под Нижним Новгородом, позднее эстафету примут Волгоградская, Челябинская области и Республика Крым. Всего за лето 2014 года военно-патриотические лагеря примут более 1,5 тыс. детей".
Программа: "В течение двух недель, что длится смена, школьники изучают тактическую и огневую подготовку, радиационную, химическую и биологическую защиту, военную топографию, медицину, радиодело и др." К скаутам, как таковым, это отношения не имеет – там никакой военной подготовки в упор не было и нет. Ибо пацифисты они.
Обоснование проекта дал не Мединский, а руководитель департамента по работе с государственными и общественными организациями РВИО и куратор проекта Д.Садовников (РВИО - Российское военно-историческое общество, председателем которого является министр культуры РФ). Вот оно: "Сейчас самое время начать прививать детям любовь к Родине". Ну, просто Ленин сегодня: "вчера было рано, завтра будет поздно".
Также у него такое: "Ключевой частью обучения являются патриотические лекции". Потому что - по словам Садовникова, "если воспитание подростков пускать на самотек, то случается майдан". А "положительный пример для подражания дети могут брать с министра обороны Донецкой Народной Республики полковника Игоря Стрелкова". Здесь, конечно, неувязка. В принципе, Майдан-то как раз победил, а вот полковник Гиркин-Стрелков всего-то безропотно сдал Славянск, который еще и неизвестно зачем занял.
Что до Мединского, то он высказался по финансовой составляющей: "Средств, которые находятся в распоряжении Минкультуры по госпрограмме патриотического воспитания, не хватило бы даже на смычок от скрипки Страдивари. Поэтому надо сделать упор на то, чтобы регионы, в которых находятся эти лагеря, оказали им системную поддержку". И вот причем тут "смычок Страдивари"? Уместнее была бы, например, кобура от маузера Дзержинского.
Конечно, в расчете на светлое будущее здесь проектируется социальная группа "дети разных возрастов и социальных страт, получившие военно-патриотическое воспитание за две недели, прекрасно поладив друг с другом в условиях военной дисциплины".
3. Сообщено, что скоро будет запущена "социальная сеть для депутатов всех уровней". Адрес ресурса "Парламентский портал" — portal.parlament.gov.ru. (домен есть, но он запаролен). Проект инициировали в Госдуме в рамках создания в России "электронного парламента". Кроме депутатов "в соцсети смогут завести аккаунты эксперты — юристы, политологи и экономисты". Но — только по их приглашению. То есть, мало того, что тут возникает социальная группа "депутаты и друзья депутатов", так она еще и создается через соцесеть ограниченного пользования: "простые пользователи" смогут там лишь читать, что напишут участники и "обсуждать их в других соцсетях" (на это почему-то рассчитывают авторы).
Руководит рабочей группой вице-спикер нижней палаты И.Лебедев, который пояснил, что сейчас в стране "245 тысяч депутатов различного уровня, которые недостаточно консолидированы" (основная масса – муниципальные депутаты, 200 тысяч). Но "сложность политической повестки требует кооперации профессионалов". В общем, надо организовать это полупрофессиональное социальное подмножество – причем, оказывается, что сама принадлежность к власти его не организует.
Ну, коль скоро тут какая-никакая, но соцсеть, то и начинаются проблемы соцсетей. Среда навязывает. Сообщается, что "на сайте предусмотрены серьезные меры защиты от фейковых аккаунтов". Тема вроде странная, но ее списывают именно на муниципалов, потому что за ними не уследишь:"представители власти, прежде чем завести аккаунт, должны будут прислать модераторам подтверждение о депутатстве: номер удостоверения, ссылки на официальные сайты или персональные страницы в соцсетях и т. д."
Мало того, похоже, что депутатам не дадут возможность переговариваться там друг с другом (на предмет сплочения депутатского корпуса всех уровней). Всех-то радостей: "У полноправных пользователей будет возможность разместить на "Парламентском портале" готовую статью. Кроме того, как обещают разработчики, на сайте предусмотрена интернет-агрегация, и по каждому депутату досье сможет автоматически обновляться в зависимости от его сетевой активности".
А для общения "предусмотрена возможность добавлять ссылки на другие соцсети, если там у пользователей уже есть свои страницы". А вот у себя между собой — не переговорить. Так что не создаст этот проект новую социальную группу, не создаст.
Впрочем, два других - тоже.