будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия ЦИК выборы
Июль 1, 2025
Страна
Щербаков Андрей

«70/70». Что сделают корпорации?

«70/70». Что сделают корпорации?
я600-450
В.Путин и С.Кириенко

Российские СМИ активно обсуждают так называемый Проект «70/70» и основные задачи, которые, по их мнению, встанут перед администраторами выборов при попытке выполнения этого проекта.

Ряд положений этого обсуждения имеет интересные аспекты, которые, однако не оценены еще в достаточной мере. Такое мнение высказал в беседе с «Полит.ру» обозреватель Андрей Щербаков, анализирующий тему «70/70».

«Средства массовой информации активно обсуждают Проект «70/70», начало чему положили мы на «Полит.ру». Но, естественно, разговоры уже заходят существенно дальше, чем это можно было предположить недели две назад. Так, в частности, сегодня, газета «Коммерсантъ» опубликовала большой материал, в котором утверждает, что одной из приоритетных задач предстоящей кампании будет мобилизация потенциала государственных корпораций.

Известие это понятное – еще в конце пятницы мы из своих источников знали о чем-то подобном. Известие это ожидаемое, поскольку и Сергей Владиленович Кириенко, и Александр Дмитриевич Харичев как руководитель блока, и их ближайшие сотрудники умеют работать в государственной корпорации и понимают, как там устроен механизм взаимодействия с персоналом и механизм установления обратной связи. Однако каждое решение имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Поэтому та версия предстоящих событий, которая изложена «Коммерсантом» и которая уже начинает обсуждаться в публичном пространстве, не может быть идеальной – о чем мы и хотим сказать несколько слов.

Первое обстоятельство, на которое следует обратить внимание, – это то, что, как мы много раз говорили, цитируя Алексея Константиновича Толстого, «есть мужик и мужик». То есть, есть корпорации и корпорации. А именно: есть Росатом, который нельзя сказать, что один такой, но который, в общем, на особом счету. Поскольку люди там работают с очень серьезным образовательным цензом. Производства там такие, что надо думать головой, иначе не оберешься, скажем осторожно, хлопот. Пространственная локализация предприятий довольно непростая, что налагает на себя дополнительные особенности во взаимодействии с тем или иным проектом, той или иной территорией. А есть другие корпорации.

 
Завод корпорации Ростех

Есть, например, корпорация Ростех. Ни в коем случае не желая кого-то уязвить, скажем, что корпорация эта неоднородна и куда как более сложно организована, нежели корпорация Росатом. А есть, например, компания «РДЖ», в которой есть замечательная история, связанная с регулярностью и управляемостью, но в которой практически отсутствует внятная политическая или околополитическая история.

Есть какие-нибудь «Северные верфи» и ряд корпораций военно-промышленного комплекса, которые всем хороши, но сложно мобилизуемы. И есть, например, нефтяные компании, которые и вовсе находятся на особом счету, так как делают значительную часть ВВП, и всякое дополнительное социальное обязательство значительной частью их персонала, полагаю, воспринимается очень и очень нервно.

У меня, например, был опыт работы с крупными рыбопромысловыми компаниями. Потрачены были огромные трудовые, временные и прочие ресурсы и даже был достигнут какой-то результат – лучший по сравнению с предыдущими периодами. Но с точки зрения здравого смысла и того, какие ориентиры ставились перед этим сегментом бизнеса, гора родила мышь.

Для чего все это говорится? Говорится это для того, чтобы напомнить: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Последние десять лет или чуть меньше проходили под знаком постепенного, но неуклонного сокращения участия крупного корпоративного бизнеса в политической жизни страны. Доходило до того, например, что когда на выборы в Государственную Думу (не эти, а предпоследние) мои коллеги заезжали в одно из подразделений «Северстали», их просто аккуратно разворачивали, когда они говорили о том, что надо бы поучаствовать и помочь партии власти. И этот случай не был единичным.

Да, все понятно, все ситуативно. Возможно, тогда, в тех конкретных обстоятельствах такой-то партии на такой-то территории не нужно было помощи и, скажем так, не было команды помогать. Но, тем не менее, многое разворачивается на моих глазах и на глазах моих более искушенных коллег, и никто не даст соврать: то, как работалось и каких успехов добивались в, предположим, 2003-2005 годах и в 2013-2015 годах, ни в какое сравнение не идет. Поскольку машинизация прибыли приводила к деполитизации хозяйственных процессов.

Понятно, что для собственника главное – получить максимальный экономический результат. Любое отягощение его очень сильно напрягает – и не может не напрягать. Тем более, что много раз на всех уровнях по крайней мере предыдущая администрация говорила, что хозяйственное у нас – само по себе, а политическое – само по себе.

Сегодня мы приходим к чему-то другому. Задача организаторов, администраторов процесса, понятна: они полагают (и, наверное, справедливо), что необходимо просто привести максимальное количество людей к урнам для голосования, а с тем рейтингом, который есть у первого лица (а главное, что произошло, пока мы с вами говорили о проекте, – это что первое лицо нашего государства вроде как определилось со своим следующим сроком), агитация уже не нужна. То есть, люди просто приходят к урнам, а голосование как бы идет само собой. Процесс агитации как таковой упраздняется, и на его место приходит процесс мобилизации.

Но и здесь нас ждут, скажем так, несколько очень серьезных подводных камней. Подводный камень номер 1 заключается в вопросе «А кто будет контролировать мобилизацию?». Кто и как будет отслеживать процентовку тех людей, которые должны прийти и пришли в день голосования туда, куда им было сказано? Дело не в фамилиях и не в персональной ответственности – мол, здесь начальник цеха, здесь начальник участка, а тут начальник смены. Дело в том, что это в наших условиях, конечно же, приведет к массовым нарушениям того, что сегодня является избирательным законодательством. И все усилия, которые предпринимает Центральная избирательная комиссия во главе с Эллой Памфиловой, пойдут прахом, поскольку должной мерой законопослушности и правильного исполнения избирательного законодательства тут и пахнуть не будет.

Потому что производственники – грубые люди, своего рода армия. Им сказано тогда-то сделать то-то, и они так и будут делать, совершенно не обращая внимания на то, что в каких-то бумажках написаны какие-то буквы, которые что-то им запрещают. Они отвечают за результат головой и, в известном смысле, своей зарплатой. И это куда важнее, чем сухая ткань юридических процедур.

Вторая история, которая возникает, когда мы говорим о корпоративной мобилизации, – это история так называемых «закрытых» избирательных участков. Это отдельная песня, которая была очень популярна в середине предыдущего десятилетия, когда просто-напросто, в силу разных обстоятельств, для того, чтобы добиться той или иной цели, избирательные комиссии по договоренности с руководством того или иного предприятия, комбината, подразделения, выдавали разрешение на организацию избирательного участка на производстве. Что создает практически неограниченные возможности для манипуляций.

У меня коллеги в свое время любили рассказывать историю о том, как они проиграли выборы на большом сибирском избирательном участке, где было, по-моему, около 120 тысяч избирателей. И проиграли они, вы будете смеяться, 43 голоса. А проиграли потому, что, в общем-то, выиграли, но у их соперника было два «закрытых» избирательных участка на одном из целлюлозно-бумажных комбинатов, куда не имел доступа никто, кроме дирекции и внутренней охраны. Ребята из его команды находились на телефонах со своими коллегами в избирательной комиссии, и как только узнавали, что у подопечного моих друзей появилось, условно говоря, 100 голосов, быстренько «добрасывали», чтобы у их подопечного было 120. И так делали пять или шесть раз.

В результате, конечно, человек, у которого в досягаемости был «закрытый» избирательный участок, не то чтобы убедительно, но выиграл. И эта история не единична. О ней надо помнить: не надо думать, что кто-то, в том числе в так называемом Политбюро 2.0, будет искать какие-то долгие пути решения задач. Самый простой и эффективный способ решения такой задачи – это создание «закрытых» избирательных участков и практически полное игнорирование современного избирательного законодательства.

 
Работа избирательной комиссии.

Ситуация, в общем, понятна: думаю, что в течение полугода нас ждут достаточно существенные корректировки того, с чем мы имеем дело на предстоящих выборах. Я думаю, что в законы или подзаконные акты будут внесены необходимые изменения, которые позволят максимально широко использовать административный ресурс именно в том понимании административного ресурса, о котором мы только что говорили. Однако приведет ли это к увеличению легитимности? Не знаю. Скорее, нет. Можно ли исключить подобные истории? Наверное, можно, но это потребует очень серьезных издержек, связанных с контролем выборов. Готова ли на это наша избирательная комиссия? Посмотрим.

Но что это мы все о плохом да о плохом? Есть и хорошее. Решение использовать корпоративный фактор очень верно аппаратно. И с этой точки зрения Сергей Владиленович, безусловно, выигрывает. Поскольку то, что до определенного момента Х являлось только сферой его ответственности, теперь будет являться сферой ответственности и в том числе других людей, которые ничуть не менее Сергея Владиленовича заинтересованы в сохранении хороших отношений с первым лицом.

Более того: у него и, так скажем, у его коллег появляется прекрасный стимул к созданию тех или иных предизбирательных, избирательных и постызбирательных коалиций, содержанием которых будет являться степень отмобилизованности и готовность к демонстрации именно того результата, который нужен администраторам выборов.

А это говорит о новом руководителе внутриполитического блока не просто как об опытном чиновнике, но и как об опытном чиновнике, прекрасно понимающем, где, когда и в каких обстоятельствах ему приходится работать. С чем мы Сергея Владиленовича в очередной раз и поздравляем», – сказал Андрей Щербаков.

Щербаков Андрей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).