"А мы штемпель не ставим!" - сказала из окошка девушка. Я не понял и переспросил. Гурия почтовых сообщений повторила: "...Не ставим мы штемпель на этих письмах. Нам запретили..." - и назвала запретившую инстанцию... нет, не Федеральную службу безопасности и не Администрацию президента, но инстанцию, к почтовым сообщениям отношения также не имеющую. Тетраграмматон.
Дело в том, что я получил очередное "письмо счастья", на этот раз из МГТС. Мне, как и прочим москвичам, городская телефонная сеть предлагала выбрать один из трёх тарифных планов, - "повремённый" (125 рублей плюс 28 копеек за минуту), комбинированный (те же 125 рублей плюс 104 рубля за 370 минут, включённых по той же цене в 28 копеек за минуту, - то есть итого 229 рублей, - плюс 23 копейки за разговоры сверх 370 минут) или абонентский (125 рублей плюс 255 рублей за безлимитные разговоры, - выгодно, если вы говорите свыше 1026 минут в месяц). Переход с единых для всех 200 рублей на новую систему предполагалось при оплате телефонного счёта за февраль - поставив подпись в одном из трёх возможных полей.
То есть, сохранить, как раньше, абонентскую безлимитную систему можно было путём почти двукратного повышения абонентской платы. Но можно было и сэкономить, - если выбрать повремённый тариф и говорить меньше 268 минут (разумеется, с учётом округления до бОльшего времени каждого разговора). Вроде бы, всё по честному.
Далее МГТС любезно предупреждала: "В случае, если Вы не выберете тарифный план в течение срока, установленного для оплаты счёта, то вы автоматически остаётесь на абонентской системе оплаты". То есть на почти что четырёхстах рублях, да...
Нет, "всё во имя человека, всё для блага человека" - я мог бы загодя и отдельно подать "заявление установленной в ОАО МГТС форме" (ребятам пока что сложно даётся падежов и сложносочинённые предложения), и оно имело бы "приоритетное значение". Я и дальше смогу вернуть тариф в приятное глазу и кошельку состояние, - "бесплатно до 1 мая 2007 года путём подачи письменного заявления на телефонный узел". Дальше - уже за деньги...
Но все эти письма, - что "установленной форме", что "на телефонный узел", - требуют от меня действия. Несложного, но дополнительного. Движения по непривычной траектории. Выхода за рамки сценария "дня сурка".
Но ведь и "на автомате" своего вечного второго февраля я мог бы явиться в сберкассу, - и выбрать любезный сердцу тариф.
Не мог бы.
Потому что срок оплаты, как следовало из присланного счёта-извещения, наступал в конце января. Я при всём желании не мог успеть. Письмо пришло в феврале.
Решение было принято за меня. И если бы я хотел его оспорить, мне потребовалось бы подтверждение. Казалось бы, классика - почтовые штемпели на конверте!
Однако на конверте, - то есть на распечатке, сложенной втрое и заклеенной, - был единственный штамп с датой отправления. Второй штамп, поставленный в моём почтовом отделении, отсутствовал.
Оказавшись на почте, я, между прочим, обратился к девушке за разъяснением удивившего меня обстоятельства. И получил ответ: "...Не ставим мы штемпели, нам из МГТС запретили..."
Замечательно! Заинтересованная институция приказывает, - тем, кто подчиняться не обязан! И они с радостью подчиняются, нарушая служебные инструкции. Интересно, сколько таких вот девушек в окошках с радостью не ставят штемпели на счетах и извещениях? Или без радости... Телефонисты могли сделать почтальонам предложение, от которого те просто не могли отказаться. Ведь иначе, вместо незаконного требования не штемпелевать конверты, могло бы воспоследовать требование совершенно законное, - доставлять всю эту корреспонденцию, все эти счета и извещения, строго в срок! А это условие выполнить было бы куда сложнее.
Письмоносцы были поставлены вроде бы перед выбором, - но перед выбором со вполне ожидаемым результатом!
Равно как и мы, простые адресаты и абоненты, в массовом порядке совершившие столь же предсказуемый выбор.
Как бодро отчиталась МГТС, подавляющее большинство её абонентов выбрали безлимитный абонентский тариф.
То есть, - перевожу на ридну мову, - совершенно добровольно согласились на 90-процентное повышение абонентской платы. Такого разового роста тарифов старожилы что-то не припомнят, но народных возмущений что-то не слышно. Ведь вроде бы никто никому ничего не навязывает, - только предлагает. И ещё можно отказаться, переменить участь...
Переменой участи озабочены прежде всего старики. Именно они с претензиями к МГТС осаждают телефонные узлы, - равно как и другой тетраграмматон, ЕИРЦ. Для стариков эти рубли, - в пределах пары сотен в месяц, - сумма существенная. У стариков много свободного времени. Молодые заняты и не столь бедны, их время, проведённое в очередях, стоит дороже двух сотен, - а, может, и нет у них этого времени. Или мозги у них (у нас) иначе устроены, воспитаны мы что ли по-другому...
В утренние часы в Едином информационно-расчётном центре старики составляют большинство. Претензии у большинства более или менее стереотипны: не учли ту, другую, пятую, десятую льготу. Служители тетраграмматона устало повторяют: да, учтём, в следующем месяце сделаем перерасчёт.
Можно, конечно, придраться. Сказать, что жилищные и коммунальные Шейлоки берут в таких случаях беспроцентный кредит, и что неплохо бы озаботиться штрафными санкциями в пользу бедных... Но это не столь важно.
Важнее, по-моему, другое: скорее, случайное (как, надеюсь, в ЕИРЦ) или же скорее, сознательные (как, опасаюсь, у МГТС) завышение суммы счёта касается всех. Так сказать, автоматом. Замечают и обжалуют его далеко не все.
Получается этакая "система ниппель": вытекает само, а чтобы вернуть обратно, нужны усилия. Ну, вроде как для запихивания зубной пасты обратно в тюбик...
В очередях, в основном, старики. Думаю, не только потому, что молодые работают, что у них больше денег и меньше времени. Они просто разучились "говорить на этом языке". Старики (условные старики!) по нашу сторону окошка по-прежнему ползают по графам квитанции, не замечая, что язык параграфов и инструкций, производный от языка законов и прав, - уже "мёртвый язык". "Молодые" уже не заморачиваются мёртвыми языками.
Как, кстати, и "молодые" по "их" сторону окошка, спокойно принимая приказы чужого начальства. Как должное.
Кстати, если льготы можно учесть и "возвернуть в первобытное состояние" прямо на месте, в ЕИРЦ, то с субсидиями "система ниппель" куда более очевидна. Если раньше соответствующие суммы из бюджета перечислялись прямо на оплату "жилищно-коммунальных услуг", то теперь - на счёт каждого отдельного, так сказать, благополучателя. А дальше он должен сам эти денежки взять и заплатить. Вроде бы, немного: отстоять в сберкассе две очереди вместо одной. Для стариков так и вообще привычно: в одном окошке получил пенсию, в другом - заплатил за свет-газ-телефон.
Только вот при неуплате, - то есть, при несвоевременной уплате, - субсидии отменяются. И любая случайность (а у основной категории "благополучателей", - у стариков, - всякого рода случайности происходят с большей вероятностью) ведёт к последствиям труднообратимым. Естественная убыль "контингента" запрограммирована!
Конечно, можно будет восстановить субсидию, - но не "автоматом", а заплатив и побегав за справками “от Понтия к Пилату”. Система "ниппель"...
Дальше можно было бы гневно воскликнуть "кому выгодно?" или же вспомнить о ставшем уже классикой эпизоде заботы о нуждах трудящихся и переходе от категориальной помощи к адресной, - об "отменизации" льгот. Но я о другом. Во-первых, о самом механизме подобной "заботы о населении". Сначала предлагается свободный выбор из нескольких вариантов, среди которых есть даже очень ничего. Потом как-то само собой оказывается, что из всех возможных выбрано нечто совсем другое. Вам это ничего не напоминает? И, во-вторых, о тех, кто выбирает.
Оспаривать надувательство по пунктам и по статьям идут "старики", "коммунистический электорат". А "молодёжь" редко что оспорит, - разве изредка поскандалит, - и тем самым составляет опору политического конформизма. И не "старики" в самых разных структурах и на разных постах, - вплоть до весьма высоких, - готовы на повседневное и по мелочи, а в итоге массовое нарушение закона. А вместе получается то, что имеем: диктат монополии под внешней оболочкой свободы выбора и плюрализма.
P. S. А к телефонистам я спорить так и не пошёл...