Лидер КРП Абдулла (Абдуллах) Оджалан родился в бедной крестьянской семье на юго-востоке Турции. Учился в Анкарском университете на факультете политологии, в 1980 году, когда к власти пришли военные, был исключен и бежал из Турции. В 1974 году он основал КРП, придерживающуюся весьма левых националистических взглядов. С 1984 года КРП ведет вооруженную борьбу на юго-востоке Турции за создание "независимого курдского государства".
Турецкие власти неоднократно пытались задержать Оджалана.
В 1995 году в Ливане была проведена операция "Бекаа", но когда спецназовцы прибыли в одноименную ливанскую долину, главы КРП там уже не было.
В 1996 году турки планировали покушение на Оджалана вблизи Дамаска (операция называлась «Мерседес». Но автомашина, начиненная взрывчаткой, была подорвана не в том месте, и глава курдов не пострадал. Об этом сообщил сам Оджалан: "Турецкая секретная служба использовала людей, которым я доверял. Они попросили меня прибыть в определенное место", - заявил Оджалан. "Но, предполагая провокацию, я в последнюю минуту решил не ходить туда и был в полете, когда именно в этом месте произошел взрыв", - заявил Оджалан.
С именем Оджалана связана напряженность в отношениях Сирии и Турции: в сентябре 1998 года Анкара обвинила Дамаск в увеличении поддержки сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП), лидером которой является Оджалан.
В октябре 1998 года Оджалан, покинув Сирию, оказался в России. По словам турецкого премьера Месута Йылмаза, Россия признала присутствие Оджалана на своей территории и заверила Анкару в том, что он будет выдворен за российские пределы "за подрывную деятельность".
В ноябре 1998 года российская Госдума обратилась в правительство с предложением предоставить Оджалану политическое убежище (это произошло сразу после официального заявления посла РФ в Анкаре Александра Лебедева, подчеркнувшего, что "не может быть и речи о том, чтобы российское руководство оказывало гостеприимство лицам, подобным Оджалану").
Примерно тогда же Оджалан покинул Россию и прибыл в Италию. Рим отказался передать курдского лидера Анкаре, но и убежища ему не предоставил. В середине января лидер РПК отбыл из Италии в неизвестном направлении. Ходили слухи, что он вернулся в Россию или находится в Ираке или Ливане. В ночь на 1 февраля 1999 года частному самолету с Оджаланом на борту отказали в просьбе совершить посадку в Роттердаме.
2 февраля 1999 года Оджалан прибыл в Найроби из Милана. Разрешение на посадку запросило посольство Греции (в документе Оджалан и его спутники фигурировали под вымышленными именами). Греческий посол поднялся на борт и вскоре спустился с шестью пассажирами, среди которых был и Оджалан. Воспользовавшись дипломатическим статусом, посол вывез его из аэропорта без соблюдения обычных формальностей и перевез на виллу в Мутаиге.
10 февраля в Уганду вылетел самолет "Фалкон-900В" известного турецкого бизнесмена Джавита Чаглара, перелетевший затем в Найроби.
12 февраля, в пятницу, посол Греции был вызван в кенийский МИД. Он явился туда в понедельник, 15-го. Кенийцы предъявили дипломату фотографии, доказывающие, что Оджалан находится в греческой резиденции, и потребовали немедленно, в течение нескольких часов, убрать его с территории страны.
Как рассказывает переводчица Оджалана Нукан Дериа, посол Греции связался с Афинами, после чего было решено отправить Оджалана в Амстердам рейсом авиакомпании K«M.
По одной из версий, вечером в тот же день несколько турецких офицеров отправились в резиденцию посла Греции, где сообщили Оджалану, что прибыли с тем, чтобы доставить его в Голландию. В аэропорту машины с греческими дипломатами действительно направились к лайнеру голландской авиакомпании КЛМ, но автомобиль с Оджаланом неожиданно свернул к турецкому "Фалкону". Там курдскому лидеру сообщили, что его увозят в Турцию.
По другой версии, турки арестовали Оджалана при помощи кенийского охранника греческого посольства.
По словам Нукан Дериа, что к резиденции на пяти полицейских машинах подъехали кенийцы и настояли, чтобы гость греческого посла отправился в аэропорт с ними, причем без сопровождения. Они заявили, что если Оджалан останется на вилле, ночью "что-нибудь случится". Лидер КРП вынужден был сесть в полицейский джип, а греческий посол и Дериа поехали следом. Приехав в аэропорт, греки Оджалана не обнаружили. Дериа говорит, что кенийцы отказались давать объяснения.
Около 4 часов утра 16 февраля самолет с Оджаланом приземлился в Стамбуле, а затем взял курс на город Бандырму, где расположена база турецких ВВС. С нее Оджалана доставили в тюрьму на остров Имралы в Мраморном море, из которой предварительно были вывезены 200 заключенных. Там ранее отбывали срок, в частности, террористы, захватившие в январе 1996 года в черноморском порту Турции Трабзон теплоход "Аврасия" с гражданами России. Двое из террористов оттуда бежали и по сей день не пойманы. Ранее в тюрьме Имралы содержался бывший премьер-министр Турции Аднан Мендерес, казненный после военного переворота 1960 года.
Турецкие прокуроры обвинили Оджалана в измене родине, убийствах, грабежах, захвате заложников, организации поджогов, терактов, контрабанды наркотиков, оружия и в уклонении от воинской службы. Были приняты строжайшие меры безопасности: лица, участвовавшие в процессе, получили специальное разрешение суда безопасности, у них сняли отпечатки пальцев. Допущенным в зал заседаний запрещалось иметь при себе фото- и телекамеры, ручки, металлические предметы, золотые украшения, даже бумагу. На время процесса над Оджаланом категорически запрещено проведение массовых уличных акций, все госучреждения и представительства Турции за рубежом взяты под усиленную охрану.
Суд проходил в помещении тюремного кинотеатра, переоборудованного под зал судебных заседаний. Одновременно в нем могут находиться 12 обвинителей и столько же адвокатов Оджалана, 20 журналистов и до 50 зрителей, включая членов семей военнослужащих, погибших от рук курдских боевиков.
На процессе Оджалан сделал несколько важных заявлений. В частности, он сказал, что непричастен к убийству 28 февраля 1986 года премьер-министра Швеции Улофа Пальме. По его утверждению, оппозиционно настроенные к нему лица в руководстве КРП пытались приписать ему это преступление, как и ряд других, совершенных в Европе. Из показаний курдского лидера явствует, что шведского премьера убили члены террористической группировки "Режин", которую создали его бывшая жена Кесире и Хюсейн Йылдырым, отвечавший в свое время за внешние связи партии.
Оджалан также заявил, что оружие, в том числе тяжелое, КРП закупала у Греции. Там же и в Югославии курды проходили боевую подготовку. В Иране баз КРП нет, но есть госпиталь. Кроме того, по его словам, представительства КРП имеются в России, Армении, Узбекистане, Казахстане и Азербайджане.
Согласно показаниям Оджалана, КРП существовала в основном на пожертвования из Германии, Сирии, Греции. Деньги партии по преимуществу хранятся в Европе, в частности, в банках Швейцарии.
Суд государственной безопасности Анкары, ведущий дело, требует вынести курдскому лидеру смертный приговор по обвинению в "измене родине и сепаратистской деятельности". В 139-страничном обвинительном акте говорится, что КРП была образована 27 ноября 1978 года в провинции Диярбакыр на юго-востоке Турции для создания на части территории этой страны так называемого "независимого Курдистана". Из обвинения следует, что в нее входят "Народный освободительный фронт Курдистана" и "Народная освободительная армия Курдистана", координирующая свою политическую деятельность с прокурдской Партией народной демократии.
В документе отмечается, что КРП действует в Сирии, Ливане, Северном Ираке, Иране, Ливии, в Западной Европе, Греции, Румынии, Болгарии, на Кипре. С точки зрения турецкой конституции и международного права, считают авторы обвинения, эта партия является "террористической группировкой".
По материалам прессы и информагентств