будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Страна

Административная реальность посадки

Административная реальность посадки
98_01

После вчерашнего задержания мэра Волгограда Евгения Ищенко, кажется, можно говорить о том, что в России возникла новая административная ситуация. Данный скандал, очевидно, может быть интерпретирован как тенденция, начатая арестом избранного губернатора Ненецкого автономного округа Алексея Баринова. Горячая ситуация и в Челябинске – там осуждены или находятся под следствием чиновники уровня замгубернатора. Новое в том, что руководители уровня губернатора и действующего мэра областного центра теперь могут попасть за решетку.

Это позволяет снова поставить интригующий вопрос о том, кому принадлежит Россия, как можно описать политический класс, стоящий за спиной Владимира Путина.

До последнего времени даже самые одиозные губернаторы при смещении с должности получали отступные административные позиции, и это правило могло распространиться и на бывшего саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова, если бы он не вел себя после отставки так вопиюще глупо (перед возможным назначением послом в Белоруссию он посоветовал Лукашенко “перестать дуть щеки”). Мэров небольших городов у нас арестовывали, в том числе и в последнее время (в этом году уже задержали главу Мценска), но это не были фигуры федерального значения. Арестовывали бывших губернаторов, заводили дело на губернаторов действующих и арестовывали их заместителей, но все же есть ощущение определенного качественного скачка.

В логике эскалации значения ФСБ и прокуратуры в разрешении конфликтов во власти-бизнесе из политической симметрии можно было бы ожидать в дальнейшем и громких отставок в федеральных органах власти на уровне министров. Логика политической кампании требует атаки на “преступное чиновничество” по всему фронту.

Впрочем, рисуя любую тенденцию, следует видеть и очевидные различия в конкретных случаях.

Обвинения Евгению Ищенко формально связаны с сокрытием оборота “Волгоградских коммунальных систем” и с лоббированием фирмы “Тамерлан”, имеющей франшизу торговой сети “Пятерочка”. В это наборе, в принципе, нет ничего выдающегося: в нашей системе в число инструментов местной власти обычно входят и способы довольно свободного распоряжения деньгами некоторых компаний, и распоряжение землей и коммуналкой. Тип обвинений не отличается от таковых в Челябинске или в Ненецком округе, и не они являются содержанием конфликта.

Алексей Баринов – последний губернатор, избранный прямым голосованием, – не проявлял особого уважения к центру. Он сопротивлялся инициативе объединения зажиточного Ненецкого округа с менее богатой Архангельской областью. Кроме того, Баринов не повлиял на решение местных парламентариев относительно фигуры сенатора. Мы имеем дело с прямой фрондой центру, но наказанной по-новому.

Ситуация Евгения Ищенко немного иная. Он был втянут (или втянулся) в целый ряд элитных конфликтов в самом регионе: конфликты с Волгоградским губернатором коммунистом (но это – обычно), с местным отделением “Единой России” (что логично – одно  из важнейших мест регионального согласования бизнес-интересов)... Понятно, что ФСБ без политического решения в Москве вряд ли бы стало вмешиваться в региональные споры, следовательно, местный конфликт дал хороший повод для демонстрации новой ситуации в управлении страной.

Здесь случай, похоже, сливается с многочисленными и многосторонними конфликтами бизнес-элит в Челябинске и указывает на то, что новая, в том числе силовым образом утверждаемая, система власти в регионах с губернаторами-назначенцами и с “Единой Россией” в роли административного места для согласования интересов порождает ряд проблем.

Первая проблема – нестабильность. Отказ от старых правил игры – с выборами, избирателями, неприкосновенностью ряда фигур – породил ситуацию нового энергичного, почти революционного передела власти и влияния. Отдельные группы в регионах имеют иллюзию, что за счет хорошей игры за местную “Единую Россию”, за силовиков и за губернатора можно получить решающее преимущество и нагнуть другие группы.

Данная ситуация стимулирует вовлечение силовиков и московских лоббистов в различные конфликты, но не видно, в какой момент это приведет если не к улучшению, то хотя бы к стабильности в управлении на местах. Потому что, вообще-то, не ясны правила игры. Так что можно прогнозировать увеличение вмешательства силовиков в конфликты при потере контроля над процессом.

Есть политические системы, где охота на чиновников является частью более или менее стабильного политического устройства. Пример – Италия с ее чрезвычайно сильной судебной системой, взращенной на борьбе с мафией и противостоящей администрации. Но наша ситуация иная: силовые органы развращены, устроены как специфический административный бизнес, и ни один из участников не может заранее спрогнозировать, чем обернется вовлечение прокуратуры или ФСБ в местный конфликт, кто именно сядет. Опять же непонятны правила и принципы. Не исключено, что сядут все.

Все, да не все. Здесь мы возвращаемся к теме “Кому принадлежит Россия”. Понятно, что если смотреть по должностям и позициям, то окажется, что неприкосновенного класса уже нет. Но это не так – дело не в позициях. Атака на олигархов пока остановилась, а не пострадавшие крупные компании интенсивно получают все лучшие возможности для международной легитимации собственных капиталов – ТНК, экс-владельцы “Сибнефти”, теперь “Северсталь”. И это – фантастическая победа дела крупного бизнеса России, достойное завершение пятнадцатилетней истории распределения советской собственности.

Тот же принцип мы, вероятно, увидим и в части большого административного бизнеса, связанного с регионами. Будут показательные дела, будут конфликты внутри бизнес-административного класса. Но правящий класс, занимающийся переводом советских ресурсов в конвертируемые, очищаясь от несистемных и строптивых попутчиков, только сплачивает свои ряды в борьбе.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).