будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 24, 2025
Страна

Административный кисель и проекты

Административный кисель и проекты
52_01

Справедливая критика национальных проектов достигла высокой степени общедоступности и ясности (проект “Жилье” взвинтил цены на недвижимость, “Образование” и “Здравоохранение” слишком избирательными и несправедливыми критериями повышения зарплат создали непродуктивные конфликты в отраслях), так что сейчас кажется актуальным и полезным увидеть возникшую новую ситуацию саму по себе, а не только в связи с вопросом о том, как далеки “проектировщики” от жизни. Ведь каждая новая ситуация может быть рассмотрена и как ресурс – все равно на нулевую точку уже не вернуться.

Поводом для такого подхода является то, что система все-таки как-то реагирует на проблемы в связи с “реализацией нацпроектов” – завязывается коммуникация, не всегда бессмысленная. По крайней мере, в части квартирного вопроса (самой разработанной программы, начатой еще “группой Игоря Шувалова”) в последнее время имеется ряд реплик, свидетельствующий о наличии другой стороны диалога.

Так, комментировалось странное на первый взгляд заявление лидера “Единой России” Бориса Грызлова о том, что следует разрешить переоформление земель сельскохозяйственного назначения под строительство загородных микрорайонов. Более осторожно, но в этом же духе высказался глава Росстроя Сергей Кругликов в интервью “Российской газете”. Относиться к этой идее можно по-разному, да и в реализации в зависимости от способа исполнения может быть все, что угодно. Интересно, однако, то, что в заявлениях чиновников последнего времени прослеживается рифма с многочисленными заявлениями бизнеса, в том числе регионального, на тот же счет.

Дело в том, что в проекте “Доступное жилье” пока очень быстро развивается ипотека: текущий объем  – $1 млрд в Москве и $2,7 млрд по России – может быть в ближайшие годы увеличен в разы, и здесь есть естественные интересы частного сектора. Но пока это в социальном смысле не очень эффективно, поскольку реальные объемы строительства невелики, а жилье дорожает стремительно.

Аналитически было заранее ясно, что ключевой проблемой в части роста строительства будет позиция местных властей, для которых строительный комплекс – это главный ресурс власти и управления, а земли, тем более оснащенные инфраструктурой, они так просто не отдадут. Так, Сергей Кругликов рассказал: “Ведь смешно было, когда эта норма Земельного кодекса (речь идет о продаже участков под строительство на открытых конкурсах – “Полит.ру”) вступала с 1 октября прошлого года в силу, а буквально накануне муниципалитеты распределяли максимальное количество участков”.

Интересно выяснить, что новые тезисы чиновников имеют происхождение из бизнес-среды. Так, в предложениях “Деловой России” по жилью был пункт о возможной управленческой схеме подготовки новых участков под строительство за пределами городской черты. Кроме того, понятно, что технологии массового строительства у нас традиционно многоэтажные и блочные. За время господства этого подхода могли появиться более дешевые и удобные в плане человеческой жизни, но вопрос об их использовании ставится редко.

Александр Абалаков в “Полит.ру” в рамках очень интересной новосибирской дискуссии о необходимой “градостроительной революции” утверждал, что “принципиальным открытием для России является утверждение, что загородные дома-коттеджи могут быть весьма дешевыми в строительстве и эксплуатации” – до $300 за метр при условии массового строительства.

Артур Никитин, глава региональной ассоциации уральских строительных фирм, также считает, что малоэтажное жилье может быть не дороже, а дешевое строительство легче осуществлять на районных землях. “В районах согласования идут 2-3 месяца, и уровень коррупции намного меньше, в мегаполисах же коррупционная составляющая может достигать 40-50%: при рентабельной цене в 12-14 тысяч за квадратный метр сегодня стоимость квадрата в Челябинске перешагнула за 30 тысяч рублей”, – рассказал он “Полит.ру”. Сейчас уже и Дмитрий Медведев говорит о том же.

В любом случае, как и сказано в документе “Деловой России”, ответственные за новую жилищную программу до сих пор совершенно не обладают информацией о технологических возможностях в части дешевого современного жилья, как не обладают и соображениями, какой тип городского развития перспективен в части массового жилья.

Понятно, что при темпах строительства в Москве и Подмосковье земля будет освоена и так – даже при постоянном росте цен, но для большинства регионов возможность получить более человеческий способ расселения при доступных по деньгам схемах и без блочной тесноты еще есть.

Существенный вывод из этой истории состоит в том, что шанс на что-то разумное появляется, когда государственный управленец начинает видеть другого, кого-то за пределами административной системы, обладающего своими интересами, с кем можно открыто договариваться. Бизнес является самым очевидным другим, а каждый шаг отделения административной системы от бизнеса чрезвычайно продуктивен. Понятно, что в области строительства способ создания легальных отношений на месте административного сращивания номенклатуры и строительного сектора экономики лежит в плоскости вопроса о земле и инфраструктуре под строительство, а также в настоящих конкурсах.

Похожий ход Дмитрий Медведев пытается сделать в вопросе о профессиональном образовании. Но здесь сложнее – попытка запрячь бизнес под государственные задачи через административное “уговаривание” или “благотворительность” – бесперспективна, а точка, где компании увидят свой интерес в “приватизации” профессионального образования, пока непонятна в конкретике. То есть понятно, что ее можно создать, – бизнес как-то обучает своих сотрудников, но способ массового употребления в этом качестве ПТУ и вузов второго плана пока неясен.

Собственно в момент объявления национальных проектов была надежда на то, что дело не будет ограничено отдельными выплатами отдельным категориям граждан, а возникнет ситуация, когда можно будет под государственный шумок обсудить настоящие задачи в ключевых сферах.

Мы давно говорили, что в сложных реформистских задачах не пройти через инструменты правительства – там, в административных согласованиях, всегда теряется цель. Должен быть кто-то с политической позицией, способный удерживать цели, а не просто играть в административное распределение ресурсов. Следует сказать, что Дмитрий Медведев построил под себя вполне отдельную “вертикаль”. Но проблема как раз в том, что это тоже административная вещь, а значит, изначально бесцельная, исполнительская.

Более того, понятен тип это вертикали – это недоделанный Госплан, а именно система планового распределения по достаточно общим параметрам. Отсюда – повышение зарплат врачам общей практики и доплаты за классное руководство в школе. Более сложные модели управления этот новый Госплан пока не умеет реализовывать. Хорошо уже то, что не возникла сразу ситуация, как после монетизации, когда государство вынуждено было распечатать в разы больше денег, чем планировалось: обиженные категории работников медицины и образования не вышли на улицу. Но чтобы сгладить диспропорции и несправедливости, новые деньги все равно придется вводить.

И это точка, где можно еще раз подумать. Дело в том, что здравые управленческие схемы могут возникнуть, только если будет создан продуктивный управленческий конфликт, для чего всегда нужен другой. Так, в бюджете школ понятно, что уже как-то участвуют и родители, и местные власти, и центральные. Наверное, следовало бы легализовать возможность родительских комитетов не только платить за шторы и подарки, но и просто-таки доплачивать учителям. Возможно, оказалось бы, что это эффективно, и часть решений по дополнительному государственному финансированию можно было бы отдать на уровень совместного решения школы и родителей. Хорошо было бы еще отделить позицию муниципалитетов от позиции государственного распределителя, тогда возникло бы три разных позиции: муниципалитет, родительский комитет (и/или частные попечители) и федеральное правительство, на балансе интересов которых можно было бы построить гибкое управление.

В управлении медицинскими учреждениями совершенно отсутствует управленец (или схема управления, конкуренции) для эффективного распределения средств между учреждениями и врачами, в вопросе об открытии и закрытии учреждений. Номинально здесь – страховые компании, фактически – местные власти, лишенные стимулов к управлению. Неясно, почему здесь не может быть создано место для частного управленческого бизнеса, работающего за плату по критериям эффективности на единицу расходов. Естественно, тогда нужно выставлять противовесы из муниципалитетов и других форм самоуправления (например, вокруг больничных касс). Аналогично какие-то новые схемы управления и политического контроля должны быть в милиции, где по критерию “раскрываемости” происходит простое очковтирательство, надоевшее, как показывает исследование центра “Демос”, и самим милиционерам.

Конечно, властям страшно выпускать из-под непосредственного контроля хоть какие-то рычаги – вдруг все развалится. Но на это есть старый психологический анекдот. Одна бабушка очень беспокоилась насчет здоровья своих внуков, это было для нее самым главным в жизни. Она жила в другом городе, но каждый день, а иногда и много раз на дню, звонила и выясняла, ставили ли градусник, надели ли шарф, пили ли витамины. Естественно, очень быстро ей стали всегда отвечать, что все в порядке. Так она лишилась доступа к самой главной для себя информации – не верила, боялась, переспрашивала, но никогда не знала правды.

В любом случае национальные проекты хороши уже тем, что можно анализировать, как реагируют разные системы на грубое воздействие, а этот анализ может дать какие-то реалистичные схемы возможного управления поверх “койко-мест”, “раскрываемости преступлений”, “доплат за классное руководство” и других жестких критериев. Проблема, конечно, в том, что изнутри административной системы другой интерес не виден и очень хочется поделить деньги самому, даже если для этого нет никакой возможности.

Но на то Дмитрий Медведев и собирается, наверное, становиться политиком, а не просто администратором недоделанного Госплана. А нам, думаю, следует приветствовать каждый шаг отделения бизнеса и кусков управления от административного киселя, когда внутри важных задач возникают сдержки и противовесы, продуктивные управленческие конфликты, другой – самостоятельные бизнес, гражданин, самоуправление, “ветви власти”.

См. также по теме:

  • Фашисты и нацпроекты. Открытый семинар "Полит.ру"
  • Глазычев. Национальные проекты: неадекватность целей и средств
  • Гриценко. Недостатки национального проектирования
  • Рузов. Бред реформаторства

См. также другие тексты автора:

  • Подлые казни
  • Алексей Кудрин, Стабфонд и двоемыслие
  • Преемника у Путина не будет
  • Украинские выборы и насущная проблема либеральной идеологии
  • Феномен Лукашенко и война
  • Сериальный бум и Realpolitik для чайников
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).