В крайне неприятное положение попала губернатор Мурманской области Марина Ковтун. Адвокаты по делу о хищении в регионе бюджетных средств подозревают ее в давлении на следствие. Более того, Ковтун называют конечным выгодополучателем средств, израсходованных из «благотворительного» фонда, и даже лидером и вдохновителем преступной схемы.
Коррупционный скандал, завершившийся арестом крупных чиновников, включая вице-губернатора Мурманской области, разгорелся в 2017 году. Тогда госпожа губернатор обвиняла силовиков в травле, давлении и отработке политического заказа – после проведенных в правительстве обысков. Сегодня адвокаты Сергей Шляго и Валерий Стадник провели в Мурманске пресс-конференцию, на которой изложили свои претензии к Марине Ковтун.
Шляго и Стадник представляют интересы Георгия Благодельского, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество, с использованием своего служебного положения). Свои слова адвокаты подтвердили документами из уголовного дела. Это протоколы допросов и очных ставок, которые после оглашения в суде уже перестали быть тайной следствия.
Согласно этим документам, Ковтун не просто знала, что деньги расходуются не по назначению, а более того - сама давала такие распоряжения. В продемонстрированных журналистам документах называются суммы неправомерно израсходованных средств. Например, более 2 млн. рублей потрачены на рыбалку губернатора Мурманской области - как личную, так и с участием гостей Мурманской области, более 1 млн. 700 тысяч рублей - на проведение ремонтов в служебной квартире губернатора и ее гостевом доме, не менее 90 тысяч рублей - на приобретение экипировки для рыбалки сыну губернатора Мурманской области.
Назвать данные расходы официальными бюджетными тратами сложно даже с натяжкой. Фигурант дела, бывший чиновник Игорь Бабенко, признает, что он просто выполнял работу, порученную ему руководителем – Мариной Ковтун. По его словам, он просто боялся потерять свое рабочее место. Цитата из протокола допроса: «Нет ни одного документа, позволяющего использовать деньги региона на рыбалку губернатору или подарки для его друзей. Однако, поскольку та категорически не хотела тратить свои деньги, но развлечений требовала, приходилось вот таким образом выкручиваться». Бабенко признал, что привлекал и других сотрудников правительства: «…Поручения о совершении незаконных трат денег со счета ГОБУ я давал Никрашевскому и Благодельскому не по своей инициативе, а только после того, как сам получал соответствующее поручение от губернатора. Никогда я не тратил эти деньги на себя, ни одной копейки себе не взял».
На пресс-конференцию пришла жена Георгия Благодельского Светлана Саранчук. Она называет своего супруга не преступником, а потерпевшим, и винит во всем Марину Ковтун, на которую и работал Благодельский, и которая после задержания бывшего сотрудника сразу же его уволила. По словам Светланы Саранчук, ее супруг может «сесть в тюрьму, потому что губернатор Ковтун любит жить в роскоши, летать на рыбалку, охоту, устраивать банкеты в залах, украшенных живыми цветами. Я не юрист и возможно неправильно сформулирую, но мне кажется, что преступления, которые здесь упоминались, творила Марина Ковтун».
Со слов адвокатов и из документов следствия видно, что все трое подозреваемых по громкому делу - Георгий Благодельский, Эдуард Никрашевский и Игорь Бабенко – выполняли распоряжения. Значит, есть тот, кто организовал преступную схему и был ее лидером.
«Мы считаем, что на следствие оказывается давление. Силовые структуры ответственные за расследование, действуют предвзято, подменяя нормы закона некими субъективными установками», - заявил Сергей Шляго. Если сделать вывод, что кто-то очень хочет, чтобы губернатор Ковтун избежала ответственности, то нужны крайние – а именно исполнители преступной схемы, которые, по их словам, действовали из-за страха потерять работу и выполняя распоряжения начальства. Если обвинить во всем их, тогда организатор и вдохновитель схемы может остаться в тени.
До окончания расследованияостается не так много времени, предварительное следствие, после которого документы передают в суд, завершится уже 27 июля. Адвокаты обращают внимание на бездействие органов предварительного следствия.
Накануне пресс-конференции адвокат Сергей Шляго поставил вопрос о намеренном сокрытии деяний Марины Ковтун, имеющих явные признаки преступления, и направил письмо к председателю СК РФ генералу юстиции Александру Бастрыкину с просьбой взять расследование под свой личный контроль. В обращении адвокат указал на бездействие органов предварительного следствия.