Продолжает усиливаться давления на гражданское общество. За последние дни из северной столицы пришло несколько новостей, так или иначе связанных с деятельностью НКО.
В пятницу, 29 августа Министерство юстиции сообщило, что правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» по представлению городской прокуратуры внесена в реестр "иностранных агентов".
Надо сказать, что Солдатские матери Санкт-Петербурга уже давно является чуть ли не самой гонимой некоммерческой организацией в стране. Первая после принятия поправок в профильный закон об НКО жалоба на петербургский солдатских матерей была написана еще в декабре 2012 года военным комиссаром города Сергеем Качковским. Он попросил проверить организацию на предмет экстремизма, а также сообщить, является ли она «иностранным агентом».
С тех пор солдатских матерей неоднократно проверяли Министерство юстиции, центр МВД по противодействию экстремизму, прокуратура и даже ФСБ. Военный комиссар Петербурга официально обвинял солдатских матерей в проведении «массированного, организованного информационно-психологического воздействия против комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации», или попросту «психологической войны».
Под прицелом критики оказалась и сама Элла Полякова, глава «Солдатских матерей», которая также входит в президентский совет по правам человека. В июне 2013 года глава «Северо-западного центра противодействия коррупции в органах государственной власти» Николай Романенко пожаловался советнику Владимира Путина и председателю Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Михаилу Федотову на то, что руководитель Полякова «разжигает социальную рознь», а также «насильно формирует у молодежи негативное отношение к военной службе».
Однако до настоящего момента никаких серьезных решений относительно Солдатских матерей Санкт-Петербурга государственные органы не принимали. Непосредственным поводом для последней прокурорской проверки стала жалоба заместителя начальника отдела подготовки и призыва граждан на военную службу военного комиссариата города Владимира Аникеева, он в очередной раз попросил проверить «Солдатских матерей» на иностранное финансирование.
Элла Полякова уверена, что решение Министерства юстиции связано исклчючительно с повседневной деятельностью ее организации. «Это связано с нашей правозащитной деятельностью — мы требуем соблюдения российских законов», — заявила Полякова и специально отметила, что не считает включение в реестр иностранных агентов реакцией на ее заявление о раненых солдатах в военно-медицинской академии.
Напомним, 26 августа Элла Полякова заявила журналистам, что в Петербург, по всей видимости, самолетом доставлено большое число раненых для лечения в Военно-медицинской академии. При этом где и когда военные получили ранения, выяснить не удалось.
Заявление Поляковой совпало по времени с целым рядом похорон молодых военных, которые прошли в различных частях страны. Многие предположили, что это российские солдаты, которые погибли в ходе столкновений на востоке Украины — их тела могли были быть вывезены так называемым «гуманитарным конвоем», который не смогли досмотреть на границе никакие официальные лица.
Россия категорически отрицает саму возможность участия своих военнослужащих в военных действиях в Донецкой и Луганской областях Украины, так что внезапно совпавшие два события — выступление Эллы Поляковой и включение возглавляемой ею организации в реестр иностранных агентов сложно на связать.
Не менее странная история произошла с другой известной петербургской общественной организацией — Институтом развития свободы информации. Она, как и Солдатские матери Санкт-Петербурга, была в пятницу включена Минюстом в реестр "иностранных агентов". Но ее руководитель, адвокат Иван Павлов, был фактически вынужден уехать из страны.
Институт развития свободы информации, в отличие от солдатских матерей, к попыткам разобраться с происходящим вокруг оспариваемого властью участия российских военнослужащих в военных действиях на Украине не имеет отношения. Институт пытается обеспечить гражданам и организациям максимально свободный и простой доступ к социально значимой информации. Это относится и к документам государственных органов, и к работе, например, жилищно-строительных кооперативов.
Самого адвоката Ивана Павлова из страны никто не выдворял. Зато его супруге, гражданке Соединенных Штатов Дженнифер Гаспар 5 августа по почте пришло извещение от Федеральной миграционной службы об аннулировании вида на жительства, который и так должен был закончиться через несколько месяцев.
Причина аннулирования документа также значилась — Гаспар якобы «выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации». Учитывая, что преступлениям против основ конституционного строя посвящена целая глава российского Уголовного кодекса, Дженнифер Гаспар решила в срочном порядке покинуть территорию России.
Обжаловать решение ФМС было крайне проблематично: решение было вынесено 21 июля, то оставленные законом на обжалование две недели к моменту получения уведомления практически истекли. Адвокат Иван Павлов все-таки подал иск в Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга, однако тот выступил на стороне ФМС.
В итоге Иван Павлов уехал вместе с супругой и дочерью туром в Прагу. Он пока не оставляет надежды добиться для своей супруги возможности жить в России, сам обещает постоянно ездить из Праги в Москву и Петербург, однако понятно, что полноценно возглавлять Институт развития свободы информации Павлову будет теперь достаточно трудно.