будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
список Магнитского поправка Джексона-Вэника
Июль 12, 2025
Страна
Пастухов Владимир

«Акт Магнитского» - это надолго

«Акт Магнитского» - это надолго
pastuhov_288_216.288x216_q85_1324271342.288x216_q85
Владимир Пастухов. Фото Алисы Андреевой

Смею предположить, что даже если бы не случилась трагедия с Сергеем Магнитским и если бы не нашлось Билла Браудера, одержимого идеей наказать тех, кто убил его юриста, при существующих сегодня в России порядках и при той динамике, которую имеют сегодня отношения России с Западом, законопроект, аналогичный Акту Магнитского, все равно был бы принят, хотя, возможно, носил бы другое название.

Дело Магнитского одновременно высвечивает и затуманивает суть конфликта, реакцией на который и стало практически единодушное принятие Конгрессом и Сенатом США законопроекта, носящего имя Магнитского. Это дело, ужасающее своими трагическими подробностями, стало одновременно символом безысходной, заскорузлой и непроходимой тупости системы правления, не способной во имя собственного же самосохранения ни на какую гибкость, не способной признать частность во имя спасения целого. Дело ведь не в Магнитском, в конце концов, а в общей тенденции, которую оно выражает и на которую на самом деле Запад в силу особенностей своего идеологического строя не может не реагировать.

Суть конфликта между Россией и Западом носит сквозной характер и проходит сквозь толщу веков. Где-то там, в глубине нашей истории остался Герцен с его «Колоколом» и охранка с ее потугами если не достать Герцена, то хотя бы разорить. Где-то здесь, совсем рядом, - Магнитский, а посередине ГУЛАГ и диссиденты. Что их объединяет? То, что во всех этих случаях Россия последовательно отрицала право Запада задавать ей вопрос о соблюдении прав человека, ссылаясь на свой суверенитет, а Запад отстаивал свое право ставить этот вопрос, невзирая на российский суверенитет. Конфликт этот при сохранении существующих политических констант не может быть исчерпан, он может только менять свои формы. Акт Магнитского – это современная форма дискуссии между Россией и Западом по вопросу о правах человека.

Собственно, Запад не горит желанием вмешиваться в дела России. Политическому и экономическому истеблишменту, по большому счету, абсолютно все равно, что происходит в России с правами человека вообще и с делом Магнитского в частности. Более того, смею предположить, что многие «сильные люди» Запада мечтали бы жить в путинской России, которая предоставляет богатому и особенно очень богатому человеку невиданные возможности по сравнению с его «жалким» существованием на Западе. Одна дешевизна российского правосудия чего стоит. Но сама природа западного общества, в том числе США, такова, что оно не может игнорировать эту проблему. Независимый суд и свободная до отвязности пресса являются теми «погонялами», которые толкают элиту западного общества в капкан Акта Магнитского.

В Кремле не могут этого понять и рассматривают Акт Магнитского как исключительно недружественный шаг, продиктованный корыстным намерением коварного Запада подвесить Россию еще на один крючок, чтобы удобнее потом ее было потрошить. Похоже, в России до последнего не верили, что этот закон будет принят. Непонимание природы процесса рождало иллюзорные надежды, что можно запугать, подкупить, обмануть Палату представителей, Сенат и даже американскую Администрацию и заставить их отказаться от этой затеи. Они бы рады на самом деле отказаться, но не могут. Запад только потому и стал Западом, что все время держался своих идеалов. Хорошо это или плохо – другой вопрос, но западное общество идеологически заряжено гораздо круче, чем СССР во времена коммунизма. И тот, кто не в этом мейнстриме, не имеет шансов долго просидеть в том же Конгрессе.

Еще одно заблуждение - связывать Акт Магнитского с «холодной войной». В определенном смысле слова принятие закона Магнитского, как в свое время и принятие закона Джексона-Вэника, свидетельствует как раз об обратном – об отходе от принципов «холодной войны». Поправка Джексона-Вэника, между прочим, была принята в период «разрядки» и кратковременного потепления в российско-американских отношениях, предваряла Хельсинкское соглашение. Когда шла «холодная война», общения практически не было, соответственно не было и его ограничений. Когда появились позывы к оттепели, встал вопрос о том, на каких условиях Запад готов общаться с Россией. Законопроект Джексона-Вэника эти условия обозначил. По сути, он помимо воли его создателей и помимо воли его противников (которые тогда, как и сейчас, доминировали в американской Администрации) стал флагманским кораблем, в фарватере которого выстроилась вся политическая правозащитная философия США.

С падением Берлинской стены, а потом и распадом СССР поводы, породившие принятие поправки Джексона-Вэника, вроде бы отпали. Россия формально признала универсальность прав человека, стала участником великого множества международных соглашений, набрав уйму невыполнимых обязательств. Но консервативный инстинкт американских законодателей все мешал им покончить с этим рудиментом эпохи «разрядки» (а вовсе не «холодной войны»). Дело ограничилось тем, что этот закон превратился в «спящий», из года в год на его действие накладывался мораторий. Практического экономического значения он не имел. Он стал идеологическим символом, напоминанием о том ружье, которое может в нужный момент выстрелить. И момент настал.

К 2012 году политика реставрации, проводимая Кремлем, практически привела к восстановлению всех советских постулатов в отношении прав человека и к соответствующей правоприменительной практике. Конечно, с поправкой на криминальную природу современной российской государственности. Это стало серьезным идеологическим вызовом для Америки и для Запада в целом. Как уже было сказано выше, сама природа западного общества не позволяет ему игнорировать подобного рода эксцессы, где бы они ни случались. В то же время, Западу необходимо общение с Россией, Запад по-своему даже не может сегодня без него обойтись.

В этих условиях логично было бы восстановить поправку Джексона-Вэника, вроде бы принятую при схожих обстоятельствах и с той же целью. Но поправка Джексона-Вэника безбожно устарела. Не только сам повод (запрет на эмиграцию евреев), но и санкции оказывались бессмысленными. В России нет того тоталитарного государства, которое контролирует все процессы. Более того, государство российское чуть ли не само является главной жертвой произвола и беззакония, творимого его чиновниками. Нужны были новые формы, соответствующие духу времени. Сегодня проблема не в том, что кого-то из России не выпускают, а в том, что едет кто угодно. Сегодня Западу угрожает не экспорт революции, а экспорт коррупции (деньги ходят не сами по себе, их люди привозят вместе с собой, своей культурой, своими ценностями).

Если задуматься, закон Магнитского совершенно логичен. Он абсолютно четко встроен в эволюцию отношений России и Запада. Попытка упростить ситуацию, вся списать на случайные частности не поможет. Боюсь, что Акт Магнитского может быть надолго. Как и в случае с еврейской эмиграцией – евреи давно уехали, а поправка Джексона-Вэника жила долго и счастливо. Так и тут, всех виновных в гибели Магнитского накажут (рано или поздно, всякому спектаклю приходит конец), а Акт его имени будет жить и здравствовать десятилетия в качестве нового регулятора отношений России и Запада в области прав человека. Если кому-то в Кремле этот закон так не нравится, раньше надо было думать.

Пастухов Владимир
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).