Сделать концепцию активного долголетия одной из основ государственной политики в области демографии предлагают члены совета при правительство РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, пишет газета «Коммерсантъ».
Между тем социологи, демографы и политологи отмечали, что проблема эта в России поднималась очень давно, и концепции сходного типа создавались активно и неоднократно. Однако ни одна из них не привела к изменениям в области демографической политики государства.
О том, чем отличались ранее созданные концепции активного долголетия от той, которую хотят сделать одной из основ госполитики в сфере демографии, с «Полит.ру» поговорила Любовь Храпылина, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
«Что касается ранее созданных концепций активного долголетия, то у нас кто только что ни придумывал! Но слова могут быть разными, а суть остается неизменной. Осталось теперь найти реальный механизм и воплощать в жизнь эти замечательные идеи, которые отнюдь не новы — давно существуют, прописаны, только теперь подаются в современной обертке. Почему тогда они прежде не реализовывались? Да потому, что к ним не было отношения как к чему-то важному.
Все эти концепции воспринимались, а некоторые и были на уровне громкой терминологии в рамках каких-то кампаний, а не серьезных разработок. А реальный интерес к вопросу был краткосрочным. Например, открыли геронтологические службы, кабинеты, центры. Они просуществовали какое-то время — и исчезли. Что, давайте по новой все открывать, геронтологов учить и так далее? Странно как-то. Не надо относиться как краткосрочным кампаниям к тому, что является стратегически важным.
Активное долголетие — стратегически важно. И для народонаселения, и для хорошего морально-этического климата в обществе, и для воспитательного духа, уж не говорю об экономике и прочем. Это действительно важно, и относиться к этому надо как к вещи важной. Честно говоря, очень жалко, что сейчас опять затратят средства на различные и совершенно по факту ненужные методики, разработки и т.д., которые, причем, будут слово в слово повторять то, что уже было!
Я считаю, что надо посмотреть на ситуацию открытыми глазами, найти те приоритеты и те перспективы, спрогнозировать, просчитать, сколько что будет стоить по тем или иным услугам поддержки. И подходить к проблеме с глубочайшим уважением к пожилым людям, обществу, государству. И мгновенно ее никто не решит, это тоже надо учитывать! Это стратегически ориентированные задачи долгосрочных подходов, которые в самом деле изменили бы сложившуюся с пожилыми людьми ситуацию.
Сейчас же, к сожалению, старость у нас отнюдь не является периодом, в котором испытывают уважение к мудрости человека, к накопленным им знаниям, к его нужности. Нужно изменить это отношение, нужно, чтобы люди ощущали, что пожилой возраст — еще не завершение жизни. И человек должен знать, что именно он во многом определяет, каким будет этот этап его жизни и что для этого этапа у него есть какая-то база.
Вот сейчас происходит процесс омоложения на руководящих уровнях. Как при этом решается вопрос о тех, кого с таких постов убирают? Люди любой компетенции страдают при сокращении в первую очередь в том случае, если они попадают в возрастную категорию «пять и менее лет до пенсии». А ведь трудоустроиться им очень тяжело. Так что не нужно опять ради красного словца начинать разговоры про активное долголетие — в этом нет смысла, если у людей не будет уверенности в наличии базы и ощущения своей нужности.
Люди должны иметь свою ценность и на индивидуальном, и на общественном, и на государственном уровне. И активное долголетие — это великое достижение для общества и государства. Но разве в общественном сознании такая картина сложилась? Нет, тем более что есть масса примеров того, что дело обстоит совсем иначе. Пожилые люди не видят и ощущают собственной, еще недавно столь очевидной, нужности. А разочаровываться — это самое печальное.
Ну, и грустно, конечно, убедиться, что в предложениях по активному долголетию нет ничего нового. Ну, хоть бы слово я услышала иное! Нет, это все то же «новое» со старыми дырками, словно у людей память отшибло и они не замечают, что все эти слова по такому поводу уже произносили. Но ведь от того, что они произносились, ничего не менялось. Никаких событий не происходило. А хотелось бы, чтобы происходили, и события позитивные.
Главное, чтобы это опять не оказалось краткосрочной кампанией. Чтобы не вышло так, что поговорят об этом года два — да и забудут. В том и дело, что нужны усилия, тщательная, скрупулезная работа, ориентированная на то, что мы не получим быстрого результата. Это долгий процесс — добиваться активного долголетия. И нужно терпение на всех уровнях, и стремление достичь наилучших результатов, стремление добиваться их, не ожидая, что они появятся прямо сию секунду.
Не появятся они с такой скоростью. И ждать, что кто-то за это получит лавры, не следует — никто их не получит, потому что успеха надо ждать долго. Надо стараться, чтобы изменилась сама ситуация — и со здоровьем, и с продолжительностью жизни, и с качеством этой жизни, и с морально-эмоциональным ощущением того, что называется жизненной силой. Да, добиваться этого придется долго, но это надо делать.
Наша страна уже разрабатывала эти вопросы, и где-то в начале 2000-го года демографами представлялись очень хорошие диссертации, связанные с ними. Так, например, проблема активного долголетия рассматривалась в диссертации Мостаховой Татьяны Семеновны из Якутии. Она касалась этого вопроса в демографических расчетах и прогнозах иделала интересный вывод: изменение численности народонаселения России, прежде всего, надо воспринимать через активное долголетие, сохранение длительности жизни и активности людей.
Очень хотелось бы, чтобы эти мысли были приняты во внимание, чтобы не случилось снова так, что про активное долголетие поговорят и забудут или что оно окажется нужным только для пиара, на какой-то небольшой период времени», — сказала Любовь Храпылина.
Ранее эксперт отметила, что проблема активного долголетия далеко не нова и что ранее уже создавались многочисленные концепции аналогичного сорта. По ее словам, есть множество работ по этой тематике, так как о ней вспоминали всякий раз, когда становилось выгодно вспомнить про стариков. Между тем при этом не учитывали, что для долгой и активной жизни следует обеспечивать и материальную, и морально-этическую сторону, отмечала Любовь Храпылина.