Единороссы вместе с профсоюзами проведут массовые акции в поддержку власти по случаю Первомая. Вроде бы в качестве предварительного ответа на митинг оппозиции 6 мая. Практического смысла в действии немного, но может начальству будет приятно. Такой вот бюрократический междусобойчик.
Традиционное первомайское шествие, что проводит Федерация независимых профсоюзов (официальная наследница советских профсоюзов), в этом году может быть превентивной мерой в ответ митингам оппозиции, запланированным на 6 мая. «Вожди Болотной» - в первую голову лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов — активно анонсируют марш миллионов, видимо, созрело решение и поддержку власти показать.
Присоединятся к шествию и единороссы — это уже традиция. А вот то, что они обещают вывести на шествие в одной только Москве чуть не 30 тысяч своих членов (так источники рассказали «Ведомостям») — это новация. В прошлом году основную часть из 30-тысячного (по оценке организаторов и полиции, разумеется) шествия составляли именно представители профсоюзов — каких-то профсоюзов, неважно в общем каких. И это в предвыборный год, за что же партийцам теперь биться? Ну партийцев, правда, в последнее время то реорганизовать грозятся, то переименовать, а то и вовсе разогнать к чертовой матери. Но митингом от этого всяко разно не спасешься: если уж решат разогнать, разгонят, невзирая на массовые акции.
Впрочем, и представителей ФНПР, и ОНФ, и «Единой России», и чиновников из префектуры сложно отличить друг от друга по каким-то особым признакам — стилистически они однородны, вплоть до полного смешения. Вот на заседании генсовета ФНПР глава федерации Михаил Шмаков вдруг обрушивается с критикой на экс-кандидата в мэры Астрахани Олега Шеина. Ну чем он, позвольте узнать, отличается от многочисленных единороссов, тем же самым последние две недели занимавшихся, отличается?
То есть, разумеется, повестка будет преимущественно прединаугурационная и даже «антиоппозиционная». Широкая поддержка Владимира Путина вновь призвана (как ранее на Поклонной горе 4 февраля и в Лужниках 23 февраля) продемонстрировать с кем народ, а кто только на площадях кричать горазд (см. Померяемся митингами).
Сдается, впрочем, что все это впустую, поскольку внятный массовый адресат у действа отсутствует. Хотя опросы «Левада-центра» в 2010 году фиксировали готовность примерно трети опрошенных поучаствовать в провластных или оппозиционных демонстрациях, в действительности их число вряд ли будет велико. Первомай традиционно россияне встречают на дачах, а застольях и прочих пикниках.
В перспективы реально массового митинга оппозиции и прочего креативного класса 6 мая тоже слабо верится. Все-таки майские праздники «рассерженные горожане» любят использовать для отдыха и многих просто не будет в Москве физически. Да и поднадоели митинги, вроде бы. Иными словами: и в контексте контрдействия практического смысла в массовом митинге нет (как не было его и в пропагандистских продуктах против оппозиции см. Анатомия пропаганды).
И все же власти собираются устроить если и не настолько монструозное шествие, какое имело место в Лужниках в феврале, то нечто как минимум перебивающее последующее оппозиционное мероприятие.
Менеджерам политического процесса из власти будет не вредным, как кажется, напомнить начальству о своей способности устраивать массовые пропагандистские мероприятия. Опять-таки: начальству, сплошь формировавшемуся в годы многомиллионных маевок, акция будет понятной и даже приятной.
Особенно учитывая то обстоятельство, что кто-то из тандемократов, а может даже оба, могут туда заглянуть. По крайней мере Шмаков подтвердил, что приглашения на акцию Путину с Медведевым направили, оговорившись, что их каждый год зовут. Но накануне инаугурации — отчего бы не прийти, а тогда без стотысячной (ну меньше, но чтобы визуально было много народу) не обойтись.
Общее ощущение от подобных инициатив — редкая скука. Имеется некий аппаратный междусобойчик, который устраивает показательные выступления, демонстрируя «поддержку масс». Почему для этого почти не привлекается собственно реально поддерживающая «нацлидера» часть населения — Бог весть. То ли работающие на власть технологи не в силах их найти и организовать в силу их пассивности, то ли просто «командно-приказной» способ сбора массовых акций кажется более надежным (а ну как не придут «реально поддерживающие»?).
Власти вообще от этого ни холодно, ни жарко, разве только кто-то и впрямь увидит все это по телевизору, поймет какая у нас замечательная власть и немедля начнет ее со страшной силой поддерживать. Однако это вряд ли. Для самих властных менеджеров политического процесса в этом тоже нет особой радости (ну если нет конкретного материального интереса), такой чисто рабочий, очень скучный момент. Разве и впрямь все это только для Путина. Такая акция: «выиграй президентские выборы — получи митинг в поддержку бесплатно». Бонус на царствование.