будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
акцизы бензин правительство топливо цены
Июль 4, 2025
Страна
Жаворонков Симон

Акцизный вопрос

Акцизный вопрос
tn1280x720-1_IMG_1018
Топливозаправщик. Источник: media.gazprom-neft.ru

Правительство все-таки повысит акцизы на дизельное топливо и бензин с 1 января 2019 года на 2,7 и 3,7 тысяч рублей на тонну соответственно. Это в интервью РБК подтвердил вице-премьер Дмитрий Козак. «Акцизы будут восстановлены в тех объемах, которые планировались с 1 июля 2018 года», — сказал Козак. Таким образом, акцизы вырастут до 8258 рублей и 11892 рублей за тонну соответственно.

Напомним, из-за резкого роста на топливо весной 2018 года было принято решение с июня снизить акцизы на дизельное топливо и бензин на 2 и 3 тысячи рублей за тонну соответственно, а также не повышать ставки с 1 июля, как это предполагалось ранее. Это позволило стабилизировать ситуацию на топливном рынке: цены в оптовом сегменте перестали расти, а на заправках даже начали немного снижаться.

 
Дмитрий Козак
kremlin.ru

Акциз — это существенная часть конечной стоимости бензина для потребителей. Но учитывая, что акцизы устанавливаются исходя из массы бензина (считается в тоннах), а на заправках цена устанавливается за объем (за литр), перевести их «на понятный язык» не очень просто, приходится делать поправку на среднюю плотность бензина, примерно 0,75 г/куб.см (на самом деле у разных марок бензина плотность отличается, хотя и не слишком сильно). Получается, что каждая 1000 рублей акцизов — это около 75 копеек в конечной стоимости бензина.

Снижение в июне акцизов на 3 тысячи рублей означало, что государство снизило свое «присутствие» в конечной цене бензина на 2,25 рубля. Рост акцизов с 2019 года на 3,7 тысячи рублей, до 11892 рублей на тонну, означает, что нагрузка вырастет с 6,15 рубля в каждом литре до 8,92 рубяй, то есть примерно на 2 рубля 75 копеек.

 
Заправка автомобиля
pixabay.com

Впрочем, уверяет Козак, несмотря на повышение акцизов, на АЗС «скачка [цен на бензин] не будет». «Во всяком случае, будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло», — добавил он.

С 1 января 2019 года начнется завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, который заключается в переносе налоговой нагрузки с экспорта нефти на ее добычу. Этот маневр также предусматривает отрицательный акциз для нефтеперерабатывающих заводов, который должен «выполнить миссию рыночного инструмента сдерживания внутренних цен на топливо», напоминает Козак.

С помощью отрицательного акциза заводам будут компенсировать снижение экспортных пошлин при завершении маневра, а также сглаживать возможный рост мировых цен на нефть. Часть разницы между мировой ценой нефти и ее стоимостью на внутреннем рынке НПЗ также будут получать в виде специальной демпфирующей надбавки.

 
Московский НПЗ
media.gazprom-neft.ru

Если и этих мер окажется недостаточно и вывозить бензин окажется выгоднее, чем продавать его в России, правительство будет иметь возможность временно ввести экспортную пошлину и на нефть, и на нефтепродукты. «Несмотря на то что возможное использование такого инструмента приведет к снижению потенциальных доходов, нефтяники с пониманием к этому отнеслись. В арсенале правительства должен быть такой рычаг влияния на рынок», — заключил Козак.

Напомним, о возможности введения экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в случае резкого рост цен на бензин, Козак и министр энергетики Александр Новак говорили в ходе «прямой линии» с Владимиром Путиным 7 июня. Тогда президент назвал эту меру «угрозой» для нефтяников и выразил надежду, что правительству не придется к ней прибегать.

 
Прямая линия с Владимиром Путиным. 2018 год. Александр Новак.

Дмитрий Козак считает, что оптовые, а вслед за ними и розничные цены на бензин резко выросли весной 2018 года из-за повышения акцизов, ослабления курса рубля и роста цен на нефть на мировом рынке. «Негативная на тот момент ситуация на топливном рынке, что называется, "подсветила" нам проблемы будущего. Это способствовало принятию более взвешенного и сбалансированного варианта налогового маневра после 1 января 2019 года», — заметил вице-премьер.

Отметим, в августе глава Российского топливного союза (РТС, представляет интересы владельцев независимых АЗС) Евгений Аркуша предупредил Администрацию президента и вице-премьера Дмитрий Козака о риске роста цен на бензин из-за увеличения акцизов и НДС (вырастет с 18 до 20%). По его подсчетам, только рост акцизов и НДС приведет к увеличению цены литра бензина примерно на 4,4 рублей, или примерно на 10%. При этом среди причин резкого роста цен на бензин весной он указал также политическую составляющую: по его словам, до президентских выборов рост цен на бензин искусственно сдерживался.

Жаворонков Симон
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).