будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Страна

Александр Хинштейн: «Реформа МВД вылилась в цирк и хаос»

Александр Хинштейн: «Реформа МВД вылилась в цирк и хаос»
hinst_1
Александр Хинштейн. Источник: сайт партии «Единая Россия»

Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции единоросс Александр Хинштейн в подробностях рассказал «Полит.Ру», как и во что для России вылилась попытка обновления системы охраны правопорядка. По словам депутата,  это «цирк» и «хаос», на избавление от которых потребуется еще около трех лет. Беседовал Евгений Ершов.

Александр Евсеевич, выступая недавно на пленарном заседании в Государственной думе, Вы попытались обратить внимание нижней палаты на ряд серьезных проблем, связанных с реформой МВД. А как обстоит дело с реформой в общем? Можно ли уже что-нибудь сказать о результатах?

Можно сказать, что реформа в том виде, как она была задумана, провалилась. Она не выполнила задач, которые перед ней ставились. Полиция сегодня - это просто переименованная структура, которая не подверглась ни запланированному очищению рядов, ни оптимизации.

Переаттестацию сотрудники прошли, ряды сократили, зарплату подняли... Что же тогда не удалось?

Реформа МВД задумывалась как решение трех основных задач. Во-первых, это избавление МВД от несвойственных ведомству функций. Во-вторых – очищение системы. В-третьих - оптимизация структуры. Ни одна из этих задач не была решена.

Вытрезвители же закрыли. Ну, с техосмотром пока не все ясно. Еще что-то?

Единственная не свойственная МВД функция, от которой безболезненно удалось избавиться - это ведение реестра дисквалифицированных лиц. Все остальные либо до сих пор никуда не передано, либо возникли системные проблемы. В частности, не удалось передать во ФСИН функции по конвоированию. И в МВД сейчас заявляют, что эту функцию передавать не будут, поскольку с полиции ФСИН требует под исполнение дополнительные деньги. Также не переданы функции по содержанию нелегальных иммигрантов, подлежащих высылке.

И от вытрезвителей с техническим осмотром толком избавиться не получилось: с ними возникли очень серьезные проблемы. Медвытрезвители на сегодня просто выпали из системы власти. В МВД их больше нет, закрыты. Полиция у нас преимущественно сейчас не доставляет пьяных, а медучреждения их не принимают. Почему? А «отрезвление» не входит в перечень услуг фонда обязательного медицинского страхования. Сейчас лето, хорошо. Но если мы до холодов эту проблему не решим, люди начнут замерзать, появятся жертвы.

С техосмотром такая же история, и сейчас мы законодательно будем возвращать в МВД функцию по обязательному проведению контроля. Законопроект уже прошел первое чтение.

А что с оптимизацией?

Со стороны это выглядит полным цирком. Тут необходимо вспомнить, что Нургалиев стал министром в апреле 2004 года. Заняв пост, он инициировал первую реформу МВД, которая была не столь заметна. Она свелась к тому, что в аппарате МВД произошла некая реструктуризация. Сначала были главные управления и просто управления. Он из управлений сделал департаменты. А в 2011 году он снова департаменты переименовал в управления, и даже назвал их так же, как они назывались в 2004-м.

Бессмыслица какая-то...

Эта бессмыслица вылилась в хаос. У оптимизации структуры вообще не было никакого плана. В ходе самой реформы постоянно менялись правила. Например, сначала упразднили департамент МВД на транспорте и линейный принцип транспортной милиции (она с 1918 года существовала как параллельная структура). Весь состав транспортной милиции выводят за штат, после этого происходит теракт в Домодедово. И претензии пытаются предъявлять сотрудникам, которые за штатом уже более месяца зарплату не получают. В итоге линейный принцип возвращают, а сотрудников при этом вторично выводят за штат! То же с подразделениями уголовного розыска и экономической безопасности.

Ряды тоже не удалось почистить? Переаттестация не сработала или вообще задачу неверно поставили?

Задача абсолютно правильная, поскольку МВД как никакое другое ведомство нуждалось в обновлении и в «очищении». Но то, как проходила переаттестация - это просто бред. Она оказалась бессмысленной. Изначально этот процесс задумывался как фильтр, который должен был помочь отсеять недобросовестных сотрудников. В частности тех, в отношение кого были компрометирующие материалы, тех, кто плохо работал, на кого были жалобы, нарекания и так далее. Но в итоге за полтора месяца было переаттестовано 875 300 человек, а к дальнейшему прохождению службы не получили рекомендации всего около 7 тысяч сотрудников. Это около 0,6%, остальные 99,4% этот фильтр миновали благополучно. Но даже из отсеянных 0,6% каждый шестой (около 1300 человек) в итоге был переаттестован и назначен на должность.

Отдельно любопытны цифры по генералитету. Всего с начала реформы от работы были отстранены 153 сотрудника,  имеющих генеральские звания. Но только 14 из них потом не были переназначены по результатам переаттестации. Где очищение?

А ситуация с Рязанской областью? Там сейчас за получение взяток арестован начальник областного управления ГАИ Александр Алфосов с двумя замами. Так вот, Алфосов приехал в Рязань как раз в рамках очистительной переаттестации. Он служил до этого начальником второго полка ДПС Московской области, имел множество нареканий. Руководство ГУВД МО предупредило его, что аттестацию ему не пройти. Ему сказали: «Ты у нас служить не можешь, тут у тебя во взятках погрязло все». Тогда он, не долго думая, взял документы и уехал с повышением в Рязань. Тот, кто его назначил - глава областного УМВД Александр Агошков - также появился в области в рамках очистительных процедур. По нему сейчас ведется служебная проверка. Думаю, работать ему недолго. Вот такое очищение переаттестацией.

А по какому же принципу тогда шло сокращение сотрудников?

Сокращение отдали на откуп регионам. Руководство МВД в это в не вмешивалось, только сказало: «сокращайте штат на 22% как хотите». А там личный состав уже резали «по живому», необдуманно. Количество инспекторов по делам несовершеннолетних, например, сократилось на 29%, количество строевых подразделений патрульно-постовой службы (ППС) - на 26,4%.

При этом некоторых регионах ситуация с сокращениями выглядит, как выходящая за рамки добра и зла. В частности, в Пермском крае количество сотрудников ППС сократилось на 36,4%, в Самарской области, которую я представляю в парламенте - на 45,4%, в Ростовской области - на 56,4%. А сокращение ППС - это сокращение первой линии охраны правопорядка. Это те самые люди, которые патрулируют улицы, по которым возвращаемся вечером домой после работы. Именно они контролируют состояние уличной преступности.

Наряду с этим штабные подразделения сокращены всего на 21%, кадровые – на 18%, правовые - на 8,9%.

И какие последствия могут быть у такой «реформы»?

Они уже есть. Последствия переаттестации: только за первый квартал текущего года на 33% возросло количество коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками полиции. Последствия сокращений: с начала года уличная преступность в России выросла на 18% процентов. Это колоссальный рост, такого не было никогда. И ситуация будет ухудшаться. Также резко возросло количество аварий и ДТП на дорогах, в том числе со смертельным исходом, - результат сокращения подразделений ДПС.
Сокращение оперативных подразделений - это одна из ключевых ошибок, допущенных в ходе реформы. Примитивно стремились к голому сокращению общей численности, чтобы легко отчитаться перед президентом: «Вот смотрите, как мы все быстро сократили».

Как же это допустили и кто за все это должен нести ответственность? Бывший глава МВД Рашид Нургалиев?

Ответственность должен нести и министр, и его зам Александр Смирный, который уже написал заявление об отставке. Именно он курировал реформу. По моему ощущению, все выглядело так. Была озвучена поставленная президентом задача: «Провести реформу МВД». Но вместо того, чтобы приступить к этой задаче системно, министр МВД Рашид Нургалиев и Смирный решили уйти в профанацию. Они сосредоточились не на смысле, а на форме.

Решения, что ожидаемо при таком подходе, принимались келейно, узким кругом лиц, куда не допускались ни практики (то есть руководители оперативных блоков МВД), ни ученые. Ученых не допустили даже ведомственных, в частности - Научно-исследовательский институт МВД России. Все прошло без участия правозащитников, общественности, даже депутатского корпуса.

И что же получается, нам теперь нужна вторая реформа?

Нам просто нужна реформа, поскольку она как таковая не проводилась. Сейчас у нас есть новый министр МВД Владимир Колокольцев (до этого занимал должность ГУ МВД по Москве - «Полит.Ру»). Он, в отличие от своего предшественника, практик. Думаю, он не допустит ситуации, где заместители министра узнавали о нововведениях постфактум, когда подписывали приказы. Я уже направил Владимиру Александровичу часть рекомендаций, он, в свою очередь, показал, что заинтересован в переменах к лучшему и открыт для диалога.

Полтора года потраченных на несостоявшуюся реформу упущены. Как думаете, сколько еще может потребоваться времени, чтобы реформа все-таки состоялась?

Тут важно гнаться не за сроками, а за качеством. Думаю, как минимум нужно года 2,5-3, если все делать аккуратно и грамотно.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).