будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
медиа
Июль 2, 2025
Страна

Александр Шариков о коллективной субъектности онлайн-пространства

Александр Шариков о коллективной субъектности онлайн-пространства
sharikov
Александр Шариков. Источник: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества

Мы продолжаем раскрывать подробности нашего совместного с НИУ ВШЭ проекта «Трансформация картины мира в глобальном онлайн-пространстве под влиянием эпидемии COVID-19».

Сегодня мы беседуем с научным руководителем проекта Александром Шариковым, профессором факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики, членом Группы Европейских исследователей аудитории.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ: Александр Вячеславович, чем нам интересен медиашторм? Какие задачи вы ставите в проекте? В чем его практическая ценность?

ШАРИКОВ: С приходом вируса, общие представления в общественно-политических и экономических сегментах онлайн СМИ стали резко меняться. Главная задача — проанализировать медиасферу и дать ответы на вопросы: что произошло, что изменилось и что ждет нас в обозримом будущем?

В последнее время много говорят о переходе от иерархической структуры мира к новой конфигурации. Интересно, как это отражается в картине мира, которую рисуют нам медиаресурсы. Мы задаем вопрос: виден ли переход от текущей структуры к сетевой организации миропорядка в целом, или это наши домыслы?

Надо также понять, какая тенденция преобладает: на объединение или разъединение государств? Будут ли они консолидироваться или конкурировать? Неоднозначность вопроса видна на примере создания и распространения вакцины: это общее дело или предмет конкуренции за приоритет?

Еще мы хотим понять, страны с каким политико-правовым устройством действуют наиболее эффективно в условии глобальной опасности? Классические демократии или авторитарные режимы?

Наконец, остро стоит вопрос подлинности новостей. Интернет наводнили фейковые статьи, зачастую написанные с помощью специальных программ и алгоритмов. Например, я видел два текста, написанных от имени нобелевского лауреата по экономике Пола Кругмана. В первом он якобы описывает, что нужно инвестировать в биткойн и в будущем это принесет солидную прибыль. Во втором доказывается диаметрально противоположное. В Сети процесс генерации фальшивых новостей уже поставлен на поток. Возникает необходимость понять, что это за явление? В чем его истинный смысл? Способ заработка денег или же кто-то целенаправленно стремится ввести мир в заблуждение? Мы хотим ответить на вопросы: растет ли количество фейковых новостей? Не разрушает ли этот процесс саму идею СМИ и профессию журналиста. Это наводит на этические размышления.

В связи с этим, отдельно выделяю тему мифов о COVID-19. В интернете существуют тысячи конспирологических сайтов, рассказывающих свою «правду» о происхождении вируса, нулевом пациенте, о том, кому это выгодно и т.п.

Сегодня важно понять, как в целом ведет себя онлайн пространство. Оно представляет собой коллективный субъект, у которого есть свои цели, информационные всплески, «штормы». Мы стараемся разобрать эти тенденции и описать закономерности, которые впоследствии крупные СМИ смогли бы осмыслить и применить на практике.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ: Можно ли уже выделить какие-то тенденции на основании данных, которые удалось получить?

ШАРИКОВ: Около 90% материалов, которые мы обрабатываем, носят нейтральный характер. В остальных 10% наблюдается существенное смещение в сторону позитива. Интересно, что частотность упоминания слов «хороший, положительный» примерно в два раза больше, чем у слов «плохой, отрицательный».

В разных лингвистических группах языков стран «Большой двадцатки» ситуация отличается. Есть сбалансированные языки — русский, китайский, японский. В английском языке же заметна явная склонность к позитиву. Отчасти это объясняется обилием PR и рекламы, которые по умолчанию носят такой характер.

Один из главных вопросов — как меняется повестка дня? Нам удалось проследить, что на фоне масштабного скачка интереса к COVID-19, пандемии и здравоохранению в целом, в первом полугодии 2020 резко сократилось число материалов, посвященных военным конфликтам. Я думаю, что дело в человеческой психологии — поддерживается своеобразный баланс новостей, носящих негативный окрас.

Кроме этого, заметно снизилось количество публикаций о международных отношениях. Они по-прежнему играют заметную роль, но в медийном поле внезапно отошли на второй план.

Также мы сформулировали гипотезу, связанную с понятием «стрелы времени». Те или иные объекты ассоциируются либо с прошлым, либо с будущим. Мы говорим об отдаленных понятиях, например, «через месяц» или «за месяц до». В подавляющем большинстве материалов, СМИ были ориентированы на настоящее. Сегодня же мы видим смещение в будущее. Средства массовой информации пресыщены всеми видами прогнозов.

Изменился некий среднестатистический «портрет» человека, которого мы видим на экране. Если раньше это были политики, спортсмены, деятели искусства, то сейчас в фокусе врачи, ученые, которые занимаются иммунологией, эпидемиологией и т.п. На рынке много предпринимателей, бизнес которых находится под угрозой краха, но в то же время появляются игроки, которые предлагают инновационные решения.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ: Вы обрисовали весьма масштабные задачи. Чтобы их выполнить, вероятно нужна большая команда или даже несколько команд с различными компетенциями. Кого вы привлекаете и планируете привлечь в проект?

ШАРИКОВ: Мы будем кооперироваться группами по конкретным темам. С помощью технологий big data мы обрабатываем миллионы материалов примерно на 30 тысячах информационных ресурсов. Нам нужны IT-специалисты. Нужны люди, разбирающиеся в компьютерной лингвистике, потому что один из уязвимых моментов, это необходимость показать, что те или иные тезаурусы релевантны тому, что мы изучаем. Всегда есть сомнения в применимости инструментов, которые мы используем.

Также нам нужны люди, знающие языки. Мы работаем с тринадцатью языками — английским, немецким, французским, итальянским, испанским, португальским, русским, турецким, китайским, японским, корейским, индонезийским, арабским. Они покрывают до 90% общественно-политического и экономического контента.

Говоря об углублении и развитии проекта, пока мы проводим пилотные исследования. Необходима серьезная работа над методологией, в частности, над составом тезауруса, набора данных, которыми мы определяем смещения в медиа. Для каждого языка он свой, и пока мы принимаем его как гипотезу, основанную на наших предварительных исследованиях.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ: Последний вопрос: что волнует лично вас, как исследователя?

ШАРИКОВ: Лично меня очень волнует проблема образа России в онлайн пространстве, развития и улучшения имиджа. Хотя этот вопрос поднимается часто, никто по-настоящему не подошел к нему системно. Для этого нужно изучить материалы на большом количестве языков, найти инструменты, способные дать нам репрезентативную картину.

Среди людей, интересующихся глобальными процессами, бытует мнение, что наша страна обширно представлена в информационном пространстве наравне с США и Китаем. На деле же я обнаружил, что среди стран G-20 Россия занимает одиннадцатое место по количеству публикаций, где она хоть как-то затрагивается. Мы исследуем тему, чтобы понять, что нужно делать, чтобы вывести страну на более высокие позиции.

ВОСКРЕСЕНСКИЙ: Спасибо!

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).