Симоновский суд Москвы в среду принял решение о приостановке процесса над бывшим вице-президентом ЮКОСа Василием Алексаняном. Суд также разрешил тяжелобольному заключенному пройти курс лечения, однако в освобождении из «Матросской тишины», чего добиваются адвокаты, отказал. Наличие у Алексаняна туберкулеза, ВИЧ-инфекции и онкологического заболевания лимфатической системы подтвердил накануне независимый консилиум Боткинской больницы.
Алексанян и его адвокаты говорят, что для полноценного лечение необходимо освобождение из-под стражи. «Если вы примете гуманное решение о приостановлении процесса, но оставите меня под стражей, то режим моего лечения будет тюремным. Вы серьезным образом ограничите меня в оказании очень серьезной медицинской помощи», – сказал подсудимый. По словам Алексаняна, ему нужно «сложносочиненное» лечение, которое включает «три серьезные терапии».
Гособвинитель Николай Власов пояснил, что суд не может самостоятельно решить, где Алексанян должен лечиться. Однако, сказал он, заключенный может быть переведен из тюремной больницы в обычную, если так решит врач инфекционного отделения СИЗО «Матросская тишина». «Этот вопрос в компетенции медицины, а не юриспруденции», – сказал Власов. Если бывшего вице-президента ЮКОСа переведут в обычную больницу, то к нему приставят охрану.
Вскоре после того, как стало известно о решении суда оставить Алексаняна лечиться под стражей, несколько общественных деятелей и представителей творческой интеллигенции заявили, что готовы лично поручиться за Алексаняна с тем, чтобы бывшему вице-президенту ЮКОСа изменили меру пресечения. «Это тяжелобольной человек. Он никуда не денется, никуда не сбежит, если его поместить в нормальную больницу. Мы, поручители, готовы за это отвечать», – сказал в эфире «Эха Москвы» писатель Борис Акунин. По его мнению, решение суда «дело приостановить, но в больницу не пускать» – бессмысленно. Личное поручительство за Алексаняна подписали актрисы Лия Ахеджакова и Инна Чурикова, писатель Владимир Войнович, правозащитница Алла Гербер и другие.
Адвокаты Алексаняна уже давно добиваются того, чтобы их подзащитного перевели в специализированную больницу, упирая на то, что он тяжело болен и почти ослеп. Адвокаты также указывали, что Европейский суд по правам человека трижды направлял России указания о необходимости поместить Алексаняна в специализированную клинику, однако эти решения не исполнялись.
1 февраля Симоновский суд Москвы отказался изменить Алексаняну меру пресечения, объяснив это тем, что «доводы защиты о необходимости помещения Алексаняна в стационар специального типа не соответствуют действительности».
Сам Алексанян заявлял, что следователи, ведущие его дело, предлагали ему в обмен на свободу оговорить главных фигурантов «дела ЮКОСа» – Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. На прошлой неделе бывший глава ЮКОСа Ходорковский объявил голодовку в знак поддержки Алексаняна. А Лебедев просил передать Алексаняну через прокурора, что он «может и имеет право в данной ситуации давать любые против меня показания, лишь бы для него закончилась эта пытка, лишь бы он сохранил жизнь».
В поддержку смертельно больного заключенного высказались многие правозащитники и общественные деятели, прошло несколько митингов и пикетов.
Василий Алексанян ранее был являлся начальником правового управления ЮКОСа. Кроме того, он представлял в качестве адвоката интересы Ходорковского и бывшего главы компании «ЮКОС-Москва» Василия Шахновского. Алексаняна арестовали 7 апреля 2006 года, и с тех пор он находится в предварительном заключении. Он обвиняется по статье 160 УК РФ (присвоение или растрата). Кроме того, ему перепредъявлено обвинение по статье 174 УК РФ – легализация (отмывание) денежных средств. По версии Генпрокуратуры, Алексанян совершил хищение имущества ОАО Томскнефть на сумму более 8 миллиардов рублей, хищение акций «Восточной нефтяной компании» (ВНК) на сумму свыше 12 миллиардов рублей. Алексанян своей вины не признает.
См. также: