В охоте за должниками, в частности алиментщиками, судебные приставы получили право списывать деньги со счетов их мобильных телефонов. Пока что только в Нижегородской области, однако этот опыт предполагается распространить на всю Россию.
С 1 февраля в России вступили в силу поправки в закон «Об исполнительном производстве», которые позволили судебным приставам обращать взыскание на имущественные права граждан, к которым относятся и абонентские счета и железнодорожные билеты. Однако для того, чтобы механизм заработал, приставам нужно заключать договоры с мобильными операторами и РЖД.
Первый такой договор заключило нижегородское управление Федеральной службы судебных приставов (ФССП) с местным сотовым оператором – ЗАО «Нижегородская сотовая связь» (НСС). Ведутся переговоры и с другими операторами. В НСС при этом уточнили, что договор пока только предварительный. Он действует с 18 июня. Работа строится следующим образом: идет сверка базы данных, затем обнаруженным среди абонентов должникам шлют SMS и голосовые сообщения. Дело в том, что изменения в закон «Об исполнительном производстве» увеличили перечень способов уведомления должников: к повестке, переданной лично в руки, добавились телеграмма, телефонограмма, а также «электронные виды связи», в том числе через SMS и интернет-сайты.
После получения сообщений у неплательщиков будет 5–10 дней, чтобы заплатить, после чего с их абонентских счетов начнут списывать средства. До выплаты долга номер может быть заблокирован.
В ФССП говорят, что это поможет бороться прежде всего с алиментщиками – их долги меньше, чем у заемщиков банков. Вдобавок это лучше, чем вламываться в квартиру – это позволили все те же поправки, вступившие в силу 1 февраля. Кроме того, оплатить, например, штраф ГИБДД по мобильному телефону должнику будет даже удобнее, говорят приставы.
См. также:
Судебным приставам разрешили вламываться в дом без ведома хозяев
Приставы говорят, что по закону они могут накладывать штраф на любое имущество или любые денежные средства должника, находящиеся на любых счетах. У противников «мобильного» взыскания алиментов есть свой довод: они говорят, что деньги можно списывать только с личного счета неплательщика в банке, но не с его счета на мобильном телефоне, поскольку эти средства принадлежат уже оператору.
В России недавно были ужесточены санкции в отношении должников. Судебные приставы добились ограничения права должников на выезд за границу. Ограничения коснутся также и приобретения билета к месту отдыха в пределах страны. А также на пользование мобильной телефонной связью, кабельным телевидением и перемещения на общественном и личном транспорте.
Кроме того, на днях Совет Федерации поддержал закон о повышении неустойки за просрочку алиментов, одобрив поправку в статью 115 Семейного кодекса РФ. Сейчас, в соответствии с Семейным кодексом, задолжавший алиментщик уплачивает неустойку в размере 0,1 процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Поправка предусматривает повышение неустойки до 0,5 процента от суммы невыплаченных алиментов, то есть в 5 раз.
См. также:
Алиментщики будут платить штрафы в пять раз больше
Тем временем эксперты отмечают, что проблема неуплаты гораздо шире – необходимо реформировать всю структуру взимания алиментов. По статистике ФССП число дел исполнительного производства по алиментам возрастает. С 1992 года по 2005 год число преступлений на почве злостного отклонения увеличилось в 1,6 раза, (число разводов колебалось не так сильно).
Проблема выплаты алиментов касается более 4 млн. детей. Системные меры по реформированию этой сферы уже предлагались. В частности, по словам экспертов, назрела потребность в законодательном введении некой основы государственного регулирования – государственного минимального стандарта алиментов (ГМСА).
Кроме того, в России должен быть создан специальный алиментный фонд, куда будут поступать средства, изымаемые у неплательщиков. Об этом недавно заявлял директор ФССП – главный судебный пристав РФ Николай Винниченко. Ранее первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова, также выступала с такой инициативой. По ее мнению, кроме создания «алиментного фонда», государство должно усилить работу по розыску злостных алиментщиков, в том числе с помощью судебных приставов, и беспощадно взыскивать с них деньги в алиментный фонд. Возможно, даже с процентами. Кроме того, по мнению Швецовой, «если у злостных алиментщиков Москвы поотбирать водительские права, это помогло бы освободить город от пробок».
По мнению профессора Института экономики РАН Людмилы Ржаницыной, создание в нашей стране специальной структуры – фонда, агентства – условно государственного алиментного фонда (ГАФ) по типу федеральной службы могло бы серьезно улучить социальное положение.
Согласно докладу, который Людмила Ржаницына представляла в прошлом году, основной объект деятельности ГАФ – дети, которые лишены содержания со стороны отдельно проживающего родителя из разведенных семей, основная функция – специальная выплата, по заявлениям разведенных супругов об уклонении от уплаты алиментов в период розыска неплательщика. Источники – бюджетные ассигнования, взысканные алименты, включая суммы, невыплаченные до совершеннолетия ребенка и начисления процентов на них, оплата расходов по розыску, штрафы, пошлины от развода и раздела имущества – их следует увеличить в зависимости от доходов заявителей.