будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минздрав алкоголь водка экономика Вероника Скворцова Татьяна Голикова
Июль 1, 2025
Страна
Дробиз Вадим Янин Дмитрий

Алкогольный барьер

Алкогольный барьер
800-600_knz5X5u
Подготовка к корпоративу. Источник: / mskagency.ru

Минздрав подготовил законопроект, который запретит продавать спиртное тем, кому не исполнился 21 год. Проект уже готов и планируется к внесению после консультаций с федеральными органами исполнительной власти, передает «Российская газета» слова министра здравоохранения Вероники Скворцовой на Российском инвестиционном форуме в Сочи.

Информация о планах Минздрава подготовить соответствующий законопроект появилась осенью прошлого года. В сентябре 2018 вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что Минздрав должен до 1 февраля 2019 года подготовить соответствующую концепцию в рамках национального проекта «Демография». При этом она подчеркнула, что «никакие решения приниматься без обсуждения не будут».

 
Татьяна Голикова на открытом уроке / АГН "Москва" / фото: Зыков Кирилл

В декабре 2018 года сообщалось, что Минздрав разрабатывает законопроект об увеличении до 21 года минимального возраста продажи алкоголя крепостью более 16,5 градусов. Планируется ли увеличить минимальный возраст продажи всего алкоголя или только крепкого алкоголя, судя по всему, станет ясно только после запланированных консультаций с другими министерствами.

Своим мнением о планах Минздрава с «Полит.ру» поделился директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Иосифович Дробиз.

 
Вадим Дробиз

Во-первых, никто даже не будет рассматривать всерьез этот законопроект. Таких законопроектов были уже десятки, уже три поколения депутатов пиарились на этой теме, и все безуспешно. И не потому, что у нас такая вредительская Госдума, а потому, что всем понятно, что официальный возраст не имеет никакого отношения к потреблению. Минздрав постоянно рассказывает, что у нас дети чуть ли не с десяти лет употребляют алкоголь, а значит, действие нынешнего закона, который запрещает продажу до 18 лет, нисколько не мешает им под воздействием алкоголя совершать преступления, изнасилования, пить на вписках и где попало.

Поэтому нет никакой логики и необходимости в принятии такого закона. Хотя новая формулировка смягчена, раньше хотели запретить продажу до 21 года всего алкоголя, сейчас вроде пиво и вино хотят разрешить. Но все это бессмысленно. Я даже не хочу тут говорить о том, что с 18 лет уже с оружием в руках защищают Родину. Просто дело в том, что молодежь интересуется алкоголем уж с 15-16 лет точно, ничем это не изменить.

Я целый месяц ездил по шести штатам США, изучал по приглашению Госдепартамента алкогольную тему. Как и в Европе, как и в России, молодежь с 13-14 лет на всех вечеринках с алкоголем. Находят возможность купить, действует целая индустрия изготовления поддельных автомобильных прав. Есть даже такая «американская мечта», как я ее называю, закончить школу и уехать в другой город. Американское общество существует так весь двадцатый век. Уезжая в 18 лет в другой город отрываться по полной на наркотиках и алкоголе. Даже если в твоем городе полно замечательных колледжей. Я разговаривал об этом с огромным количеством самых разных людей, это неизбывная традиция. Есть и официальные данные по потреблению в США. Пик потребления алкоголя приходится на возраст от 17 лет до 21 года. После этого падает интерес, как потому что плод уже не так запретен, так и потому что первый голод уже утолен.

 
Посетитель в музее алкоголя  / АГН "Москва" / фото: Ведяшкин Сергей

Если будет запрещена продажа до 21 года, немножко потеряет легальный бизнес. Потому что молодежь будет покупать в нелегально-суррогатном секторе нелегально-суррогатный алкоголь. Что гораздо хуже для здоровья, возможны и отравления в молодежной среде. Нельгально-суррогатный бизнес, конечно, воспримет эту новость с радостью и ликованием.

В целом это совершенно бессмысленно. Но это пиар-акция Минздрава, которую они держат над головой как флаг, как транспарант. Целый ряд депутатов пиарились на этой теме, кто только не пиарился. Тема вечная, и вечная она потому, что такой законопроект все равно не примут. Не примут, потому что бессмысленно, и депутаты это понимают.

Своим мнением о планах Минздрава с «Полит.ру» поделился председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Дмитриевич Янин.

 
Дмитрий Янин

С точки зрения международного опыта, в том числе опыта США, это полезная мера. Идти на какие-то ухищрения, на подделку документов или на поиск более взрослого собутыльника готовы не все молодые люди. На часть публики эта мера действует, и даже если только половина из тех, то не достиг этого барьерного возраста, будет реже пить, это уже окажет позитивный эффект, и на их здоровье, и на систему здравоохранения.

Очевидно, что против этой меры будут пивная и водочная индустрии в России. Для них молодежный сегмент очень важен, не думаю, что Минздрав сможет их побороть. Потому что влияние пивной отрасли, например, на Минпромторг, на Минсельхоз, на ФАС очень высокое. Поэтому скорее всего эта мера не будет принята, и алкоголь будет так же доступен для девятнадцати-двадцатилетних, как он доступен сейчас. На такие меры могут пойти только страны с сильными министрами здравоохранения. В России, к сожалению, другие ведомства значительно более влиятельны, и мера так и останется декларативной, не будет принята.

Конечно, кто-то будет это обходить, даже если мера будет принята. Найдутся уроды, которые будут продавать алкоголь детям. Но даже если известен какой-то пункт нелегальной продажи алкоголя, он всегда будет находиться дальше, чем обычный магазин. И не все готовы потратить больше сил, куда-то ехать, чтобы купить алкоголь. Все покупатели в целом ленивы, и многие будут думать: «Ну ладно, куплю в следующий раз».

Понятно, что это не стопроцентная мера. Проще было бы просто сделать алкоголь дороже, повысив налоги. Но эту меру уже четыре года, с 2015, не дают реализовать. Водка не дорожает, и Минздрав, понимая, что ему не дадут принять наиболее простую и эффективную меру, например, минимальную цену на водку в 300 рублей, начинает идти на то, что ему разрешают делать, говорить об увеличении минимального возраста продажи до 21 года. Но эта мера имеет те же минимальные шансы на принятие, что и повышение акциза. А по эффективности она, конечно, ниже, чем повышение минимальной цены на водку до 300 рублей.

Дробиз Вадим Янин Дмитрий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).