будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Алмазная реституция

Процесс восстановления государственной собственности на наиболее крупные ее объекты, кажется, начинает ускоряться. Не успели отгреметь жаркие баталии вокруг «дела ЮКОСа», как государство вплотную занялось не менее интересным объектом – компанией АЛРОСА («Алмазы России-Саха»). Причем интерес этот, с некоторой точки зрения, выглядит логичным – у нас все нефть да газ на уме, хотя недра нашей родины таят в себе еще и алмазы, о которых вроде бы забыли. А зря, так как Российский фонд федерального имущества уже подал иски в суды против республики Саха (Якутия) с требованием восстановить собственность Российской Федерации на имущественный комплекс бывшего НПО «Якуталмаз».

Сами эти иски выглядят несколько надуманно, однако в условиях укрепления властной вертикали и восстановления контроля государства (в лице ныне господствующего в Кремле клана) над наиболее прибыльными отраслями экономики их появление большого удивления не вызывает. Ясно, что предполагается удержать или установить контроль над месторождениями и добычей природного газа, нефти, а теперь и алмазов. В нашу задачу сейчас не входит давать оценку  этой политике, однако интересно рассмотреть, как она будет проводиться на примере одной, отдельно взятой компании.

Дело это будет непростым, пусть и не в такой степени, как «дело ЮКОСа». И не только потому, что добыча алмазов так же прибыльна, как и добыча нефти, и поэтому старые владельцы будут защищать свою собственность до последнего, но и потому, что вопросы собственности (и так крайне запутанные) сильно переплелись с вопросами государственного устройства Российской Федерации.

Компания «Алмазы России-Саха» возникла в 1992 году как результат договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия). С российской стороны договор был подписан президентом РФ Борисом Ельциным, а со стороны Якутии – ее тогдашним президентом Михаилом Николаевым. Во исполнение этого договора, на базе бывшего советского НПО «Якуталмаз», в состав которого входили все добывающие предприятия алмазной отрасли, была создана акционерная компания «Алмазы России-Саха» (АЛРОСА), которой передавался имущественный комплекс советского алмазодобывающего предприятия. Поскольку считается, что структура акционерного капитала должна учитывать то, что алмазы находились в недрах именно Якутии, республика получила в свое распоряжение 36% акций новой компании. Для паритета, а также с учетом того, что все капитальные вложения в геологоразведку и освоение месторождений велись из союзного бюджета, Российская Федерация получила в акционерном капитале АЛРОСА те же 36% акций. Еще 5% получил чековый фонд военнослужащих, а остаток в 23% акций получили улусы (районы) Якутии. Таким образом, больший по объему пакет акций оказался у Якутии, хотя федеральное правительство могло блокировать решения компании, так как до контрольного пакета в 67% голосующих акций республика все равно не дотягивала.

Однако это было еще не все. Кроме обладания самым большим пакетом акций, Якутия получила право самостоятельного экспорта 20% добываемых алмазов. Тем самым была нарушена монополия государства на экспорт алмазов, существовавшая все советское время, и была введена так называемая многоканальная система сбыта алмазной продукции. Правда, многоканальность все-таки ограничилась территорией России, так как за ее границами сбыть алмазы ювелирным компаниям, работающим, к примеру, в Нидерландах, Израиле или США, помимо сбытовой системы мирового алмазного монополиста «Де Бирс» было просто невозможно. Поэтому, если в советские времена алмазные оптовики из «Де Бирс» имели дело только с одним продавцом в лице «Алмазэкспорта», то теперь этих продавцов стало два. Изменения в системе сбыта принципиальных перемен не повлекли, но республика получила в свое распоряжение финансовые ресурсы, которыми теперь могла распоряжаться самостоятельно, не обращая внимания на федеральные органы власти.

В Якутии вплоть до последнего времени было два государственных бюджета. Один бюджет, официально утверждаемый Иль Туменом (парламентом) республики, формировался по общим доходным и расходным принципам, единым для всех субъектов федерации, был открытым (публиковался в печати). Его исполнением занималось республиканское министерство финансов. А вот второй бюджет, который формировался за счет доходов от экспорта алмазов, был секретным, нигде не публиковался, находился в ведении специально созданного Комитета по драгоценным камням республики и курировался лично президентом Николаевым.

Несмотря на явную несправедливость при распределении пакета акций АЛРОСА и доходов от экспорта алмазов, федеральное правительство длительное время вынуждено было обходить эту тему молчанием, так как, столкнувшись с волной национального сепаратизма, было готово отдавать бывшую союзную и союзно-республиканскую собственность в руки национальных руководителей в каком угодно объеме, лишь бы те подписали союзный договор. Потом, когда государственная власть в России поокрепла, а сепаратистская волна поутихла, начался процесс возврата в федеральную собственность бывшего союзного имущества, переданного 14-15 лет тому назад в распоряжение автономных республик, краев и областей. И одними из первых в этот процесс были вовлечены алмазные копи Восточной Сибири.

Сначала федеральное правительство пыталось консолидировать федеральный пакет акций АЛРОСА путем включения в него «нереспубликанских» пакетов, принадлежащих военным и улусам. И если с военными все было более или менее просто (им приказали – они и откозыряли), то вот с якутскими улусами поделать было ничего нельзя. Поэтому первый раунд закончился тем, что в федеральный пакет стал составлять 41%, ну а Якутия осталась при своих 59% акций. Потом федералы попытались увеличить стоимость своей доли внесением в состав имущественного комплекса АЛРОСА ряда активов, имеющих некоторое отношение к алмазной промышленности и находящихся при этом вне территории республики. Однако якутская часть правления АЛРОСА от такого способа увеличить капитализацию компании отказалась, поэтому второй раунд возврата ее имущества в государственную собственность окончился ничем, если не считать частичной смены менеджмента компании. И вот сейчас, судя по всему, пошел третий раунд, в ходе которого федеральная сторона решила пойти ва-банк: иск предъявлен на все имущество НПО «Якуталмаз», которое и послужило базой для организации АЛРОСА.

При этом, конечно, надо иметь в виду, что за прошедшие 15 лет компания не стояла на месте, у нее появились новые проекты, и не только в Якутии, но и на других территориях России, и даже за границей, поэтому стоимость «Якуталмаза» наверняка будет меньше современной стоимости АЛРОСА. Однако и ее будет достаточно для того, чтобы контрольный пакет акций перекочевал из республиканской в федеральную собственность. Если, конечно, решения судов (а их наверняка будет несколько) окажутся в пользу центра. Об уверенности Москвы в позитивных перспективах (при наличии договоренностей на сей счет) может говорить и намерение переутвердить в должности нынешнего президента Якутии, экс-главу АЛРОСА Вячеслава Штырова.

Процесс возврата республиканской собственности в федеральную может получить силу прецедента. И это в первую очередь может отразиться на той же Якутии, которая имеет все шансы потерять не только алмазные активы, но и, например, угольные. Дело в том, что уже несколько месяцев Росимущество судится с той же Якутией по поводу федерального пакета акций угольного объединения «Якутуголь». Когда-то федеральный пакет был каким-то образом присвоен республиканскими властями, и вот теперь центр пытается восстановить свои нарушенные права. К этому его подталкивает не только обстроенное чувство справедливости, но и наличие крупных иностранных инвесторов в лице японских энергетических корпораций, которые очень хотят купить акции этих угольных предприятий. Естественно, отдавать деньги в якутский бюджет федеральные власти совсем не хотят, поэтому будут настаивать на возврате в госсобственность всего спорного пакета.

Мы будем следить за развитием этого дела. Если же наш прогноз верен, то возникает еще один немаловажный вопрос: не приведет ли цепочка подобных перераспределений финансовых потоков к усилению республиканского национализма.

См. также:

  • Гриценко. Государственная крыша для бизнеса
  • Гриценко. Предпоследний гвоздь в гроб олигархии
  • Паппэ. "Газпром" - "Роснефть": хозяйственный смысл сделки
  • Петров. О регионализме и географическом кретинизме
  • Гриценко. Почему "Силовые машины" не похожи на Siemens
  • Цыпин. Следующая энергоавария будет газовой
  • Гриценко. Радикальный способ спасения авиапрома
  • Гриценко. Загадка "Юганскнефтегаза"
  • Лившиц. Что нужно бизнесу от власти?
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).